«Экзистенция» — фильм, играющий с реальностью. До конца не совсем понятно, вышли ли главные герои из «матрицы» или так и остались в игре.
Должен сказать, что для 1999 года, фильм очень даже сильный, хотя на тему виртуального мира, а именно пересечения реальности и виртуальности уже было не мало фильмов, начиная от крутого сериала «Виртуальная реальность-5», до специфического, но интересного по задумке «Охотник. Последняя схватка», снятого в Польше в 1993 году.
«Экзистенция» начинается со сцены, в которой странное собрание в церкви тестирует новую игру с полным погружением в виртуальный мир, где всё неотличимо от мира реального. Но всё идёт как-то не по плану, так как фанатик, пытающийся убить девушку-разработчика игры, срывает мероприятие.
Охранник Тед Пайкл вынужден бежать вместе с раненной девушкой Аллегрой Геллер, той самой разработчицей. Пытаясь спастись и понять что вызвало такую вспышку агрессии со стороны фанатиков, они уезжают в другой город.
Экзистенция – игра, которая сохранилась только в одном чипе, который остался у Аллегры. Ей нужно пройти игру, но для этого необходим партнёр, которым выступает Тед Пайкл.
Это, если в двух словах. На самом смысле «Экзистенция» пытается показать как меняется человек, едва ему дают возможность реализовать себя там, где рамки стёрты или существуют другие роли.
Оказываясь в игре, они погружаются ещё раз в игру, но уже в виртуальном мире.
И вот тут начинается самое интересное, но что именно увидите сами, если будете смотреть, конечно.
А посмотреть стоит и вот почему.
Биопанк на большом экране
«Экзистенция» — это биопанк, в чистом виде. Вообще, часто бывает, что не самые кассовые фильмы становятся основоположниками целой культурной моды или же первопроходцами в том или ином жанре. Вспомнить, хотя бы «Кин-дза-дза!», ставший одним из первых дизельпанков в кино, а ведь кто о нём слышал в западных странах или «Чародей. Страна Великого Дракона», неказистый, но захватывающий сериал для подростков, в котором сочетаются и стимпанк, и дизельпанк, и клокпанка, и даже мечепанка.
«Экзистенция» ещё один такой яркий пример. Кино не голливудское, поэтому достаточно самобытное, его снимали канадцы, англичане и французы.
IT-технологии в фильме основаны на живых организмах, мутантах, даже к игре люди подключаются при помощи особых джойстиков, напоминающих живых организмов, управляют которыми с помощью касаний и тычков, а к людям они подсоединяются с помощью кабелей, напоминающих пуповину.
Эстетика не очень приятная, в плане визуальной картинки, но необычная.
Игра с реальностью
Играть с реальностью всегда сложно. Как бы это не двусмысленно звучало. Это как темпоральная фантастика, с которой можно скатиться в откровенную попсу, вроде «Патруля времени», да удивить зрителя чем-то новым сложно. Недавно это удалось Нолану в своём «Доводе».
«Экзистенция» играет не только с реальностью, но и с психологией главных героев, а ещё с эстетикой.
С одной стороны, мы привыкает к одним персонажам, а затем, уже в игре, они меняются, чтобы снова измениться в игре, которая внутри игры.
Игра как религия
Всё, что связано с тестированием игры, в фильме показано в полурелигиозном смысле. Недаром собрание происходит именно в церкви. В принципе, религиозная подоплёка видна и в названии, так как продюсеры фильма Андраш Хамори и Роберт Лантош выделили буквы X и Z в названии, оставив «isten», на венгерском означающее «бог».
Сложно однозначно сказать, виртуальную ли реальность и игры они изобразили в виде новой религии или же фанатизм «реалистов», сторонников отказа от виртуальных миров, демонстрирует слепой догматизм.
О пагубности виртуальной реальности и игр мы слышали много. И я даже не знаю хорошо ли это или плохо.
По мне, это продукт прогресса, эволюции человеческого существования. С этим глупо бороться, как глупо бороться с кофеваркой, например, да и вообще с наличием кофе в этом мире. Человек может пить и воду. Но как можно откзаться от того, чтобы кофе Арабику купить и насладиться незабываемым вкусом.
Мне часто доводилось слышать доводы противников смартфонов, они утверждали, что они облучают, что они порабощают, что сами они пользуются кнопочными телефонами.
Но момент такой, что когда-то и про кнопочные телефоны говорили тоже самое, что и про смартфоны.
Другой вопрос, в какой степени все эти технологии нас захватывают. Бесполезно бороться с виртуальной реальностью, с играми, хотя я сам компьютерные игры игнорирую. По мне они требуют много времени, затягивают, а развиваться с их помощью вряд ли получится. Хотя есть игры, имитирующие те или иные реальные стороны нашей жизни, ту же космонавтику.
«Экзистенция» — фильм с открытым концом. До конца не ясно, в игре ли остались главные герои или же остальные сомневаются, вышли ли они из неё.
Для чего нужна виртуальная реальность?
Во-первых, она могла бы имитировать настоящую деятельность, в котором требуется риск, а значит, дала бы возможность подготовиться психологически, да и физически.
Во-вторых, потенциально, с ее помощью, можно было бы проводить психологические тренинги. Как бы это повлияло на психику, сказать сложно, но это интересная мысль. Надо эту идею запатентовать.
В-третьих, это развлечение, а может и разгрузка. Знаете, что в Японии есть услуга – семья на прокат. Почему бы нет, почему бы такая семья не ждала бы вас в виртуальном мире.
Хотя, это уже было бы не то, что странно, это было бы проблемой, есть вы не можете установить контакт с реальностью и с реальными людьми.
«Экзистенция» — стильный и очень оригинальный фильм, самый, наверное, необычный представитель биопанка в кино.