Роботы будоражили моё воображение с раннего детства. Тогда мы знали только угловатых, похожих на скульптуру из квадратов, големов. Позже на языке начал крутиться термин «биоробот», с которым мы ассоциировали робота из фильма «Гостья из будущего».
Тёплые воспоминания, вдохновляющие, но наивные. Кто мог тогда представить, что роботы будут намного разнообразнее внешностью, а искусственный интеллект (далее ИИ) может храниться не только в их квадратных головах.
А каким он будет? Мы ещё тогда не задавались такими вопросами.
Уже в школьные годы, образ роботов и ИИ превратился для нас не в загадку, а в помощника и, часто – хладнокровного убийцу.
Это была мода 80-х. В кино и в книгах второй половины 20 столетия, машины и ИИ чаще всего угрожал людям.
Но теперь наступила новая эра переосмысления роли искусственного интеллекта в нашей жизни. Вы читаете этот текст, при помощи компьютера или своего смартфона, а ведь это ничто иное, как тот самый робот-помощник, о котором мы так мечтали в детстве. Это первые шаги к ИИ, так что смело можно сказать, что роботы нам уже помогают. Может и мешают. Кто знает. Может они начнут нам даже угрожать.
Сложно говорить о темах, подобных ИИ. Эта тема требует изрядной подготовки и одними голливудскими страшилками не обойтись. Мне доводилось и, не раз, общаться с теми, кто изучает кибернетику и проблему ИИ, но в выводах они осторожны, а в прогнозах скупы.
Чего же ожидать от ИИ?
Мой главный тезис – искусственный интеллект станет намного непонятнее для нашего восприятия, чем мы можем его себе представить, если мы не будем ему мешать эволюционировать. Скорее всего, он будет стремительно эволюционировать, несмотря на наше вмешательство и весь тот хлам из нашей головы, которым мы его будем засорять.
Получается дилемма – с одной стороны, мы ищем себе разумного советчика, с другой, сами хотим, чтобы он был похож на нас. Нам непонятен и страшен разум, который непохож на наш, который может не испытывать страхов, любви, зависти и пр.
Конечно же, каждый социальный страт будет делать искусственный интеллект удобным для себя. Конечно, появятся и машины-убийцы, ИИ, удовлетворяющий наши потребности, в том числе и сексуальные, но появится ИИ, который будет вдохновлять нас рисовать, писать, лечить, развивать науку.
Хокинг опасался развития ИИ, Гейтс считает что человечеству нужно уже сейчас думать, чем оно будет заниматься, когда роботы и ИИ будут делать за него работу.
Скорее всего, нам вообще не следует рассуждать об ИИ в рамках только убийцы, только помощника, только собрата по разуму. Вначале мы его подчиним своим нуждам, но в итоге ИИ разовьётся до того момента, когда мы просто перестанем быть ему интересными (если мы ему вообще будем интересны).
С другой стороны, может, с помощью той же «искусственной эволюции», «кибернизации» и биохакерства, мы сможем усовершенствовать свои когнитивные способности, развить интеллект. По сути, несмотря на невероятный потенциал нашего разума, у нас всё тот же мозг, что и у наших пращуров, в эпоху первобытности, кто знает, может, следующие поколения окажутся с качественно иными способностями в интеллектуальном плане. Кто знает, может мы и искусственный интеллект поймём друг друга.
Это довольно смелые прогнозы, но почему бы и нет, главное — чтобы они не отрывались от реальности.
Мне кажется, вопрос о ценности ИИ, его роли в нашей жизни схож с дуализмом природы интернета.
Помойка? Бесконечное развлечение? Способ воплощать свои безудержные идеи?
А может библиотеки любых стран мира? Возможность общаться с людьми из разных стран, заниматься самообразованием, слушать интересные лекции, учить языки?
Мне кажется, вопрос об ИИ давно вышел за рамки этических категорий. О нём сложно, если невозможно судить в рамках «хорошо/плохо».
На каком-то из этапов развития, нам придётся оставить ИИ в покое, дав ему самому понять кто он и, что ему нужно.
Как итог, скажу, что, на мой взгляд, для человечества просто необходимо найти внеземную форму жизни, если таковая имеется и создать ИИ, равный или превосходящий наш мозг. Это нужно для того, чтобы мы смогли взглянуть на себя со стороны, понять себя, ощутить свою целостность, как человечества, а не закрывается в узких душных комнатках, под названием национальность, государство или вероисповедание.