Интервью с каналом «Лё мужик де фантастик»

Интервью с каналом Лё мужик де фантастик

У нас выдалась замечательная беседа с автором канала «Лё мужик де фантастик». Кстати, рекомендую его канал. Альберт, так зовут моего собеседника, очень позитивный и оптимистичный человек. С таким поговоришь, и жизнь кажется лучше, а писать хочется снова и снова.

Альберт, добрый день!

Доброго дня, хорошего настроения.

Стандартный вопрос, с чего началось увлечение фантастикой? Что ты находишь в этом жанре.

Это веселая и долгая история. Имею ввиду, именно любовь к жанру. Помнишь такую газету – «Из рук в руки»? Так вот, помимо объявлений о купле-продаже и поиске работы, в конце была рубрика «Разное». И вот в этом самом «Разном» в нашем городе сформировалась своеобразная тусовка, которая переписывалась друг с другом. Под псевдонимами, естественно. Но (!) просто переписываться – слишком скучно. Люди переписывались стихами. Вернее, никакой особой литературной ценности все это рифмоплетство не несло, однако общались исключительно в рифму. Таковы были правила игры. Как понимаешь, контингент подобрался очень любопытный. И да, скучно точно не было. Здесь были свои конфликты, любовные признания, дуэли и прочее. Как реальная жизнь, только интереснее. В итоге, мы стали устраивать встречи и в реале. Там были все. Девочки в балахонах, мамины принцессы-отличницы, длинноволосые ребята в клетчатых рубашках, работяги с завода, журналисты, художники, музыканты, гопники, учителя и ученики… Был даже один капитан. Самого настоящего судна. И вот я впервые не ночую дома, а отправляюсь с компанией на другую сторону Камы, где мы тусуемся по двум квартирам – Мудрого Каа и Капитана Смита. У Каа очень вкусно, умно и весело, а у Смита… У Смита с порога меня встретила стена книг. Фантастика. Разложенная по сериям и согласно еще каким-то-там критериям. Имею ввиду, не хаотично, а систематизировано. И вот я снимаю, обувь, мою руки и практически до следующего полудня не отлипаю от этой самой стены с книгами…

Популярность жанра нахожу в первую очередь в том, что это эскапизм чистой воды. То есть, вот проживает человек этакий день сурка, а потом открывает книгу и, отождествляя себя с героем, уносится бороздить просторы Вселенной или разгадывать загадки человечества.

Согласен ли ты с тезисом, что мы ушли от старого принципа, что фантастика «несерьезный» жанр?

Безусловно, в чисто развлекательной ипостаси фантастика существует и до сих пор. Отсюда такая нереальная популярность попаданцев и РПГ. При этом, она перестала быть развлекательной еще в сороковые годы прошлого века. То есть, Айзек Азимов был уже не развлекательным, а совсем наоборот. А когда в конце пятидесятых фантастику накрыла так называемая Новая Волна, это уже было на максимально серьезных щах. Филип Дик, Альфред Бестер, да тот же Роджер Желязны были предельно серьезными.

С чего началось твое ведение блога? Какие площадки ты бы порекомендовал для ведения блога?

Если честно, это мой четвертый канал. Посвященный фантастике, фэнтези и хоррору – второй. Все они были беспощадно закрыты. Без объяснения причин. Это единственный негатив, связанный с Дзеном.

Изначальная идея этого канала – собрать людей, увлеченных фантастикой, чтобы было, где пообщаться. Этакий виртуальный бар. 

Раньше, когда не было ВК и прочих соцсетей, вел Живой Журнал. Какие-то отзывы на прочитанное выкладывал в «Лаборатории Фантастики». Но Дзен дает больше возможностей раскрыться в плане текста в рамках какой-то тематики.

Ты пишешь фантастику. Как ты справляешься с проблемой внутреннего опустошения или давления критики?

С проблемой внутреннего опустошения я бороться никак не могу. Каждый раз, заканчивая ту или иную вещь, я чувствую себя абсолютно выжатым. Словно меня разобрали, а потом неправильно собрали.

А в плане критики, я спокоен. Принимаю всё, потому что конструктива действительно много приходит. Но самый первый отзыв, который я получил на свой дебютный рассказ – это «Автор – чудак конченный, а рассказ – муйня полнейшая». Естественно, слово «чудак» начиналось с буквы «м». Очень конструктивно отозвались, в общем. Но мне это показалось весьма забавным. 

Какие жанры тебе по вкусу и почему?

Очень люблю киберпанк. Из фэнтези люблю так называемых новых странных – Чайну Мьевиля, Джеффа Вандермеера, например. Вообще нравится смешение стилей и жанров-поджанров. Очень много классических произведений фантастической литературы обошли в свое время меня стороной, поэтому сейчас восполняю и многое нахожу чрезвычайно интересным. Особенное отношение к Новой Волне, по ней писал кандидатскую. 

Я сталкивался с тем, что многие поклонники фантастики, особенно советское поколение, не могут воспринять современность как в фантастике, так и в быту. То есть для них фантастика — это ожидание будущего, каким оно выглядело на страницах популярных некогда книг, но не само будущее. 

Вот как так могут уживаться интерес к бунтарскому жанру, который не терпит канонов и такое мракобесие?

Так это в природе человека. И да, здесь всё индивидуально. То есть, многие принимают что-то из фантастики, как нечто абстрактное, но собственное восприятие и мировоззрение просто не дает даже увидеть нечто фантастическое и тем более красоту в этом всем уже в окружающей действительности. Но это не связано с конкретным поколением. Это свойственно людям в принципе.

На мой взгляд, сейчас фантастика всех интересует больше не как книги, а как кино, ну может комиксы. Хорошо это или плохо?

Это не хорошо и не плохо. Это просто есть. Опять-таки, смотря под каким углом воспринимать. Если хотите развлечения – хорошо, включаете «Стражей Галактики», улыбаетесь. Хотите задуматься – снимаете с полки томик Курта Воннегута и получаете удовольствие уже другого рода. 

Опять-таки, технический прогресс сыграл здесь в одну калитку. Еще недавно не было мобильных средств, позволявших смотреть кино в общественном транспорте, например, зато можно было раскрыть книгу и почитать. Сейчас люди воспринимают информацию по-другому. Как в том же киберпанке. Хай тек, лоу лайф.

Какие современные авторы, пишущие в жанрах фантастики, тебе нравятся и почему?

Майкл Суэнвик, Уильям Гибсон, Олег Дивов, Сергей Чекмаев, Александр и Людмила Белаш, Тим Пауэрс, Нил Стивенсон, Дэвид Марусек, Юрий Бурносов, Сергей Волков, Питер Уоттс, Максим Кабир, Олег Кожин. Это те, кто пришел на ум первыми. Честно, не анализирую, а чаще воспринимаю эмоционально «нравится-не нравится».

Ты пишешь и о комиксах. Что скажешь о жанре супрегероики. Верно ли, что в нем появилась глубина и психологизм, которому могут позавидовать и «академическая фантастика»?

С академической фантастикой спорить сложно. При этом, могу сказать, что в комиксах появилась глубина. Самая настоящая, с не надуманными, а действительно серьезными проблемами. Те же «Хранители». Или «Легион». Да, судя по всему, в ближайших «Человеке-муравье» и третьих «Стражах Галактики» драмы будет хоть отбавляй. Это не уберет глупости в определенных моментах – таков закон жанра. Но проблемы Добра и Зла, конфликты отцов и детей уже не подаются настолько в лоб, как это было еще лет десять назад.

В СССР фантастика была цензурирована. Одновременно, ее относили к несерьезным жанрам, печатали в детско-юношеских сборниках, вместе с тем, в массах ее любили, она была модной, даже диссидентской. На твой взгляд, что мы утеряли или приобрели из-за этой закрытости?

Безусловно, приобрели самобытность внутри жанра. Вернее, не приобрели, а перенесли традиции нашей литературы на фантастические рельсы. Тот же Илья Варшавский – это же О’Генри, только наш и от фантастики. И это просто потрясающе. А если бы фантастика не была диссидентской, было бы столько надрыва в творчестве тех же братьев Стругацких? Вряд ли. А ведь это те самые гиганты, на плечах которых стоит жанр уже в нашей с вами действительности.

Пробовал ли ты отслеживать современные тенденции в фантастике? В каком русле она развивается?

Всё движется именно к самореализации. То есть, при обилии нынешних площадок, при том, что интернет – это мир в кармане, современному автору надо просто писать. Для того, чтобы стать именно тем импульсом, который сформирует фантастику здесь и сейчас. Границы как таковые размыты. Да, есть пресловутая повестка, и премии на Западе стали оголтело давать при соблюдении определенных условий. Безусловно, это отразится на всем жанре. Отрицать это глупо. При этом, процент качественной хорошей фантастики никуда не денется. Сам по себе жанр подразумевает несогласие с окружающей действительностью. Так что, следить за выражением и воплощением литературного бунтарства будет очень интересно.

Читайте наши другие интервью с интересными людьми!

Фото аватара

Об авторе so_kir_kin

Победитель международного конкурса фантастики "ВЕЛИКОЕ КОЛЬЦО", призер литературного конкурса МВД России "Доброе слово", номинант на премию "Писатель года", "Наследие", лауреат конкурса «МОСТ В БУДУЩЕЕ–2014», печатаюсь в литературно-художественных журналах, в том числе Петербургском журнале "Мост", "Российская литература", "Дао журнал". Философ с большой дороги.
Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.