Хроновидение

Хроновидение

«Человеку запрещалось бывать в прошлом, но ничто не мешало посылать туда для съёмок и наблюдений замаскированные под облака хроновизоры».
Дм. БИЛЁНКИН «Принцип неопределённости».

Хроновидение – дистанционное отслеживание событий, когда наблюдатель и объекты его наблюдения не находятся в совпадающих пределах одного и того же пространственно-временного континуума. Если этот процесс осуществляется без помощи каких-либо технических средств, то речь идёт о ясновидении. Наш случай – совершенно иной. Он укладывается  в спектр от примитивного, но остроумного технического решения – использовать стёкла, замедляющие прохождение света, в качестве видеокамер (Б. ШОУ «Свет былого») – до неведомых технологий инопланетян, умудрившихся зафиксировать в видеоизображения весь исторический путь земной цивилизации (А. и С. АБРАМОВЫ «Селеста-7000»).

Персонаж рассказа Т. НЕПОМНЯШЕГО «Бумеранг Зорича», полагаясь на безграничные возможности природы, предположил, что каждая клетка растения может быть своеобразным фото- или кинодокументом, фиксирующим всё, что находится в секторе её «обзора». В таком случае для историков представляют интерес годичные кольца деревьев-долгожителей, а точнее, накопленная ими информация. Учёный успевает вовремя изобрести считывающее лазерное устройство, и начинается «дендрологическая охота» на А. С. Пушкина в окрестностях села Михайловское… Великий поэт, конечно, мог часами бродить между деревьями в хорошую погоду. Но как при этом проникнуть в его мысли, если он не излагал их вслух? Изучение сводится к элементарному подглядыванию.

Объединив предыдущую фантастическую идею с  находкой Б. ШОУ, К БУЛЫЧЁВ в повести «Путешествие Алисы» придумал «зеркальные цветы».

Изобретатели хроноскопа –  электронной машины для восстановления событий по предметам старины рассчитывали, видимо, на  ёмкую «атомную память» этих предметов (И. ЗАБЕЛИН «Записки хроноскописта»). Способ достаточно эффективен, но получаемая с его помощью информация вопреки уверениям автора упомянутого цикла фантастических рассказов будет носить настолько фрагментарный характер, что далеко не всегда может быть используема. Таким образом, если идея хроновидения и имеет право на существование, то необходимо подыскать для неё приемлемое для твёрдой фантастики теоретическое обоснование.      

Наукоподобная сентенция встречается в рассказе «Попытка» Т. ШЕРРЕДА: «Свет обладает массой и энергией, и эта масса непрерывно утрачивает  какую-то свою часть и может быть обращена в электрическую энергию или что-то в этом роде…Этот эффект не раз наблюдали такие учёные как Комптон, Майкельсон и Пфейффер, но они сочли его побочным, ничем не интересным явлением». Этой предпосылки и стараний  нескольких энтузиастов-практиков оказалось достаточно, чтобы понятие «тайны веков» перестало существовать.

Не всё так просто – посчитал В. БЕРЕЖНОЙ в рассказе «Хронотронная Ниагара». Потоки фотонов улетучиваются прочь от любого объекта, а затем ослабевают до нуля. Иное дело –  всепроникающие элементарные частицы хронотроны. Они отражают все реальные события во Вселенной. Главное – найти нужный пучок этих самых хронотронов, концентрирующихся в центрах галактик.  А для этого нужно туда ещё  проникнуть и доставить и настроить соответствующую технику. Случайные обрывки подобных излучений посчастливилось наблюдать персонажам рассказа Г. ЛИ «Эхо».

 В свете вышесказанного  наибольший эффект от хроновидения следует, пожалуй, ожидать от генной памяти (смотри статью АРХЕТИПЫ). Заметим также, что большинство случаев хроновидения в фантастике  связаны с возможностью видеть прошлое, но не будущее человечества. И стоит только процессу хроновидения стать двусторонним (по принципу телемоста), как число охотников подглядывать за чужой жизнью сводится к нулю, ведь они и сами становятся объектами такого же наблюдения (Дж. УИНЛЕМА «Видеорама Пооли»).

Тем не менее, именно «бесконтактное» проникновение в грядущие годы и столетия интересует фантастических персонажей. Один изобретатель создал хроноскоп, который мог показывать будущее человека на основе данных о его ДНК (Р. ХАЙНЛАЙН «Линия жизни»). Эта же спорная идея использована в сюжете рассказа М. ГРЕШНОВА «Хромосомы судьбы».

Хроновидение – бесконтактная хрононавтика. И на этом основании она предпочтительнее для изучения других эпох, да и любых отрезков времени, находящихся в непосредственной близости от самого наблюдателя.  Утверждается, что существовала одна действующая модель хроновизора, — устройство позволяющее извлекать из информационных полей («Хроник Акаши») картинки  и звуки прошлого. Это якобы изобретение католического монаха Альфредо Пеллегрино Эрнетти (1926 год рождения). В качестве доказательств работы хроновизора была представлена прижизненная фотография Христа, доказывающая его существование как исторической личности. Однако, вместо того, чтобы обрадовать Ватикан, данное изобретение повергло в настоящий шок клерикалов, что  только свидетельствует в пользу того, что это устройство прекрасно функционировало. Под надуманным предлогом было решено разобрать хроновизор. На самом деле страх пришёл в души тех, кто бессовестно фальсифицирует историю.

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.