«Человеку запрещалось бывать в прошлом, но ничто не мешало посылать туда для съёмок и наблюдений замаскированные под облака хроновизоры».
Дм. БИЛЁНКИН «Принцип неопределённости».
Хроновидение – дистанционное отслеживание событий, когда наблюдатель и объекты его наблюдения не находятся в совпадающих пределах одного и того же пространственно-временного континуума. Если этот процесс осуществляется без помощи каких-либо технических средств, то речь идёт о ясновидении. Наш случай – совершенно иной. Он укладывается в спектр от примитивного, но остроумного технического решения – использовать стёкла, замедляющие прохождение света, в качестве видеокамер (Б. ШОУ «Свет былого») – до неведомых технологий инопланетян, умудрившихся зафиксировать в видеоизображения весь исторический путь земной цивилизации (А. и С. АБРАМОВЫ «Селеста-7000»).
Персонаж рассказа Т. НЕПОМНЯШЕГО «Бумеранг Зорича», полагаясь на безграничные возможности природы, предположил, что каждая клетка растения может быть своеобразным фото- или кинодокументом, фиксирующим всё, что находится в секторе её «обзора». В таком случае для историков представляют интерес годичные кольца деревьев-долгожителей, а точнее, накопленная ими информация. Учёный успевает вовремя изобрести считывающее лазерное устройство, и начинается «дендрологическая охота» на А. С. Пушкина в окрестностях села Михайловское… Великий поэт, конечно, мог часами бродить между деревьями в хорошую погоду. Но как при этом проникнуть в его мысли, если он не излагал их вслух? Изучение сводится к элементарному подглядыванию.
Объединив предыдущую фантастическую идею с находкой Б. ШОУ, К БУЛЫЧЁВ в повести «Путешествие Алисы» придумал «зеркальные цветы».
Изобретатели хроноскопа – электронной машины для восстановления событий по предметам старины рассчитывали, видимо, на ёмкую «атомную память» этих предметов (И. ЗАБЕЛИН «Записки хроноскописта»). Способ достаточно эффективен, но получаемая с его помощью информация вопреки уверениям автора упомянутого цикла фантастических рассказов будет носить настолько фрагментарный характер, что далеко не всегда может быть используема. Таким образом, если идея хроновидения и имеет право на существование, то необходимо подыскать для неё приемлемое для твёрдой фантастики теоретическое обоснование.
Наукоподобная сентенция встречается в рассказе «Попытка» Т. ШЕРРЕДА: «Свет обладает массой и энергией, и эта масса непрерывно утрачивает какую-то свою часть и может быть обращена в электрическую энергию или что-то в этом роде…Этот эффект не раз наблюдали такие учёные как Комптон, Майкельсон и Пфейффер, но они сочли его побочным, ничем не интересным явлением». Этой предпосылки и стараний нескольких энтузиастов-практиков оказалось достаточно, чтобы понятие «тайны веков» перестало существовать.
Не всё так просто – посчитал В. БЕРЕЖНОЙ в рассказе «Хронотронная Ниагара». Потоки фотонов улетучиваются прочь от любого объекта, а затем ослабевают до нуля. Иное дело – всепроникающие элементарные частицы хронотроны. Они отражают все реальные события во Вселенной. Главное – найти нужный пучок этих самых хронотронов, концентрирующихся в центрах галактик. А для этого нужно туда ещё проникнуть и доставить и настроить соответствующую технику. Случайные обрывки подобных излучений посчастливилось наблюдать персонажам рассказа Г. ЛИ «Эхо».
В свете вышесказанного наибольший эффект от хроновидения следует, пожалуй, ожидать от генной памяти (смотри статью АРХЕТИПЫ). Заметим также, что большинство случаев хроновидения в фантастике связаны с возможностью видеть прошлое, но не будущее человечества. И стоит только процессу хроновидения стать двусторонним (по принципу телемоста), как число охотников подглядывать за чужой жизнью сводится к нулю, ведь они и сами становятся объектами такого же наблюдения (Дж. УИНЛЕМА «Видеорама Пооли»).
Тем не менее, именно «бесконтактное» проникновение в грядущие годы и столетия интересует фантастических персонажей. Один изобретатель создал хроноскоп, который мог показывать будущее человека на основе данных о его ДНК (Р. ХАЙНЛАЙН «Линия жизни»). Эта же спорная идея использована в сюжете рассказа М. ГРЕШНОВА «Хромосомы судьбы».
Хроновидение – бесконтактная хрононавтика. И на этом основании она предпочтительнее для изучения других эпох, да и любых отрезков времени, находящихся в непосредственной близости от самого наблюдателя. Утверждается, что существовала одна действующая модель хроновизора, — устройство позволяющее извлекать из информационных полей («Хроник Акаши») картинки и звуки прошлого. Это якобы изобретение католического монаха Альфредо Пеллегрино Эрнетти (1926 год рождения). В качестве доказательств работы хроновизора была представлена прижизненная фотография Христа, доказывающая его существование как исторической личности. Однако, вместо того, чтобы обрадовать Ватикан, данное изобретение повергло в настоящий шок клерикалов, что только свидетельствует в пользу того, что это устройство прекрасно функционировало. Под надуманным предлогом было решено разобрать хроновизор. На самом деле страх пришёл в души тех, кто бессовестно фальсифицирует историю.