Уменьшитель в фантастике

Уменьшитель в фантастике

«..Распроклятая ты мошка!
Мы тебя!..» А он в окошко
Да спокойно в свой удел
Через море полетел…»
А. С. ПУШКИН  «Сказка о царе Салтане».

Увеличение или уменьшение в относительных размеров персонажа активно эксплуатировалось ещё в сказках и мифах. Больше привлекала минимизация, так как это не просто уменьшение размеров, это попадание в совершенно иной мир, представить который легче, потому что он почти привычный, тот же самый, но иной. И ничего в антураже особо измышлять не требуется. Важнее. с помощью чего это проделать. Вот тут-то многие авторы по привычке уповают на неведомое чудо.

Минимизация заинтересовала и фантастов с тех пор. как сфивтовский Гулливер совершил два первых своих путешествия. Преемником Дж. СВИФТА стал Л. КЭРРОЛЛ («Алиса в Стране Чудес»). Причём его героиня Алиса, в отличие от Гулливера, меняла свои абсолютные размеры с помощью снадобья из бутылки и кусочка  неизвестного гриба. Всё это  ограничено по запасам и употребляется без чётко регулируемого дозирования, но эффект есть.

Уменьшитель в фантастике - в стране дремучих трав

На научные рельсы минимизацию пытались поставить более поздние авторы. И первое, что вспоминается, это роман Я. ЛАРРИ «Необыкновенные приключения Карика и Вали» (1937). Там фигурировал некий «уменьшительный порошок», изобретение рассеянного профессора-биолога Енотова. Порошка  потребовалось совсем немного, чтобы трое персонажей стали сопоставимы по размерам с насекомыми, а заросли травы показались джунглями.

В 1949 году приём повторил В. БРАГИН повестью «В  стране дремучих трав», персонажам которой пришлось тем же способом погрузиться в мир насекомых и прочувствовать опережение природной эволюции над человеческой наукой в области бионики. Но всё это при всех художественных достоинствах отдаёт кустарной алхимией.

В «Фантастическом путешествие» А. АЗИМОВА. впервые учёный попытался, хоть и неуклюже, но всё же научно обосновать уменьшение живого существа. И сделал для начала два неудачных наскока.

«Я рассуждаю так. Если вы собираетесь уменьшить размеры, то это можно сделать двумя способами. Вы можете сдвинуть все отдельные атомы объекта на более близкие расстояния или уменьшить все пропорции атома в целом. Сдвинуть атомы на более близкие расстояния, преодолевая внутриатомные отталкивающие силы, можно только с помощью сверхвысоких давлений. Давление в центре Юпитера Было бы недостаточно, чтобы сжать человека до размеров мыши. Я правильно рассуждал до сих пор?..

– Другой метод состоит в том, чтобы удалить атомы в точной пропорции, чтобы масса и размеры уменьшались, в то время как соотношение между его отдельными частями осталось бы неизменным. Но только, если вы уменьшите человека до размеров мыши, то сумеете сохранить всего один атом из почти 70 тысяч…

Объекты можно миниатюризировать. Мы не избавляемся от атомов и не сближаем их. Мы уменьшаем размеры самих атомов, мы уменьшаем все, и автоматически уменьшается масса. Когда мы пожелаем, мы можем восстановить прежние размеры».

И все эти выкладки для того, чтобы обосновать, что путешествовать по кровеносной системе человека необходимо внутри очень сильно уменьшенной подводной лодки и аквалангов.

Уменьшитель в фантастике - Дорогая, я уменьшил своих детей

Теоретическая тягомотина ни к чему в кинематографе, особенно в развлекательном. В фильме «Дорогая, я уменьшил детей» (США, 1989 ) от зауми АЗИМОВА осталось только упоминание о лазерах. Сам же уменьшитель\увеличитель больше всего похож на слегка модернизированный киноаппарат, луч из которого отнюдь не лазерный проходит сквозь вращающуюся пустую бобину из-под киноплёнки.

Как видите, дизайнерское решение авторов фильма очень простое. В аппарат,  по идее, должны входить анализатор и репликатор. А на блоке питания незадачливый изобретатель решил сэкономить, что и едва не обошлось ему слишком дорого.

Рассказ советского фантаста Г. ГУРЕВИЧА «Глотайте хирурга!», который влился в его же роман «Приглашение в зенит» оказался более подвинут. Зачем крошечный человек со скребком нужен там, где удалить тромб может миниатюрный автома? Не человекоподобный, с искусственным интеллектом, предвосхитивший нанотехнологии. По сюжету, чтобы понять, отчего у землянина происходит старость, представители науки от разных планет организуют симпозиум, в ходе которого принимают решение уменьшить в размерах змеевидного робота-хирурга.

Тот же Г. ГУРЕВИЧ блестяще обыграл чуть не оставшуюся не у дел теорию относительности. В его романе «Темпоград» темпонавты, перемещаются во времени вместе с непрерывно уменьшающимся звездолётом, хотя покидать Землю им при этом совершенно незачем.

И, похоже, это практически всё! Можно бесконечно обыгрывать занимательные ситуации, трагические или комические. Но такая фантастическая деталь-первооснова как уменьшитель рассматривается, в лучшем случае, лишь с точки зрения дизайна. Яркий тому пример — соответствующий агрегат из повести К. БУЛЫЧЁВА «Война с лилипутами. В видении художника это что-то среднее между печкой-буржуйкой и автоклавом.

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.