Экранирование в фантастике

экранирование в фантастике

«Один из техников, проявляя величайшую находчивость, мгновенно установил между гэнейцами и чудовищем силовой экран».

  А. ВАН ВОГТ «Чудовище».

Экранировние – установка силовых полей с целью зашиты от вредных внешних факторов или скрытия от факторов опасных. Слово «экран» эквивалентно русскому слову «щит». Недаром воинство гунганов в преддверии генерального сражения с дроидиками, кроме всего прочего, имело на вооружении локальные силовые поля выполненные в форме архаичных щитов. Но, всем известно, что в «Звёздных войнах» много заимствований фантастических деталей из творчества самых разных авторов. Поэтому необходимо определиться с приоритетами. Термины «силовое поле» и «силовой экран» появились с подачи  Джека УИЛЬМСОНА («После конца Мира», 1931).

О рассматриваемой идее вспомнил Роберт ХАЙНЛАЙН, в повести которого «Ковентри» (1940) фигурирует Барьер – сплошная чёрная непроницаемая стена, окружающая американскую резервацию – место ссылки инсургентов. Попытки преодолеть экран по воздуху бесполезны – поле и на высоте смертельно для живой материи.

Благодаря грязным политическим играм научная деятельность великого Николы Теслы могла бы стать предысторией к альтернативной истории, в том числе и этой неприглядной ситуации. Ведь в одном из фантастических миров он изобрёл генератор эфирных вихревых полей, на практике экранировавший боевой корабль США во время вторжения на их территорию могущественных и злобных пришельцев (М. ХОРСУН  «Создатель машины»).

Основное противоречие экранирования силовыми полями: как самому защищающемуся разглядеть то, что происходит за экраном. Ведь чем от большего количества внешних факторов установлена защита, тем меньше информации, включая звуковые волны и видимое излучение, поступает снаружи. Этот вопрос так и не был разрешен в романе П. АНДЕРСОНА «Щит». Там техническое устройство, созданное по внеземным технологиям, защищало от любого оружия, а видимый свет пропускало! Но фантастика в состоянии снять это противоречие; в рассказе Б. ТОРГЕРСЕНА «Помощник капеллана» упоминается поле выборочного подавления ядер в качестве оружия инопланетной цивилизации.

Примером экранирования служит и получение так называемых ХРОНОКОКОНОВ. Но время и пространство едины, следовательно, фантастических персонажей может изолировать и краткосрочное  размещение в локальные области пространства с нарушенной метрикой – кластеры и пузыри (Б. РУДЕНКО «Защита свидетеля»).

В романе И. ЕФРЕМОВА «Час Быка» персонажи-земляне пользуются индивидуальными защитными полями, которые включаются в нужный момент, либо это происходит автоматически:  эквивалентное физическое противодействие незамедлительно следует за воздействием. Такая «симметрия» наводит на мысль, что земляне будущего не просто глубоко проникли в тайны строения материи, «на ощупь» изучая антимир (Тамас) приборами «вывернутыми наизнанку». Что касается использования силовых защитных полей на родной планете, где нет войн, насилия и неравенства, то едва ли не основное применение экранирования – уберечь очень немногих людей с больной психикой от их же собственной неосторожности.

экранирование в фантастике

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.