Наверное, поэтому, аниме смотрится необычно, даже по японским меркам. Советую посмотреть его в хорошем дубляже, он в сети есть. Я давно понял, что хорошее дублирование меняет впечатление о фильме, при этом, делает это радикально.
«HUMAN LOST. Исповедь неполноценного человека» — драма о «заброшенности» в мир, в котором ты чужой, а все остальные для тебя – другие. По сути, что-то сартровское скрывается в этой странной, порой истеричной, порой глубоко экзистенциальной драме.
Ёдзо Оба – нервный юноша, скрытный художник, маргинал. Он оказывается в среде таких же маргиналов, только более агрессивного толка. Байкеры – анархисты, которые хотят умереть.
Вся проблема в том, что умереть в новом дивном мире никто не может, потому что человечество достигло технологий, которые сделали из людей, практически, бессмертных. Только вот, превратилось всё это не в рай на Земле, в жестокий контроль, во главе которого стоит состарившееся правительство и культурные стереотипы, выработанные им.
И как всегда, всё задумывалось так пафосно. Мир должен был предстать в радужных тонах, вместо этого, серость на улицах и серость в жизни застилает голубое небо.
Радость?
Есть радость в таком произведении, как «HUMAN LOST. Исповедь неполноценного человека»?
Радость есть, но она искусственно поддерживается внутри обывателей, как и их здоровье. И снова прекрасную идею извратили.
Кто извратил?
Власть имущие. Политики и чиновники.
S.H.E.L.L. – программа, контролирующая здоровье и внутреннее состояние, вместо реальной помощи породило антиутопию с жутким социальным расслоением. Престарелое правительство, считающее себя элитой, на деле жаждет новой жизни и новой молодости, ища себе жертву, в лице особых индивидов, которым, в какой-то момент и должен стать Ёдзо Оба.
«HUMAN LOST. Исповедь неполноценного человека» антиутопия, смешивающая жанры киберпанка и биопанка. Всё начинается с плана некоего последнего врача в мире, который стоял у истоков S.H.E.L.L., по которому он хочет уничтожить созданную им систему излечения, а заодно и государственную иерархию.
Всё звучит достаточно справедливо и позитивно, но по ходу сюжета, мы понимает, что и этот доктор не бич справедливости, что не всё так просто в его, казалось бы, гуманном плане.
С помощью специальных таблеток, он блокирует работу нано-частиц, которые заживляют раны. Но возникает другая проблема, у людей, действие частиц которых блокируется, происходит ужасная мутация. Они становятся чудовищами, которых не так просто нейтрализовать.
Так зачем нужна такая свобода и такой исход?
Порой кажется, что «HUMAN LOST. Исповедь неполноценного человека» целенаправленно истребляет в тебе любую надежду.
А может это истинное человеческое нутро рвётся наружу, с которого сорвали покрывало морали и обязательств? Может быть, чтобы оставаться человеком, нам нужны эти нано-роботы и контроль некоего всесильного отца или матери?
«HUMAN LOST. Исповедь неполноценного человека» выглядит, местами невнятно и не даёт прямого ответа на поставленные вопросы.
После гибели своего приятеля, Ёдзо оказывается в ловушке. Он тоже становится жертвой мутации, но затем возвращает свой облик. Узнав о появлении такого странного индивида, правительство решает использовать его для донорства, чтобы пересадить себе органы юноши. Но проблема в том, что тот самый последний доктор умеет управлять этими странными мутантами и не даёт возможности силовикам поймать себя и своих соратников.
Ёдзо же оказывается у них по собственной воле. Ёсико Хиираги – девушка–телепат, работающая на спецслужбы, оказывается тем мотиватором, который заставляет Ёдзо обратить свои обретённые после мутации силы против доктора-провокатора.
Ёдзо сбегает из больницы и снова встречается со своим недавним идейным вдохновителем, который пытается пояснить свой мотив. Он рассказывает о своей программе, о том какой был мир до тотального контроля. Но, в итоге, в результате боя и мутации юноша используется им как оружие, чтобы убить в том числе и Ёсико. Ёдзо снова теряет веру в то, что ему говорят, запутываясь окончательно. Он всё же следует за девушкой, которая становится для него неким образом: сестрой, матерью и объектом вожделения в одном лице.
Но и здесь он не находит правды. Его хотят просто сделать донором для стариков из правительства, жаждущих власти и только власти.
Ёсико узнаёт об этом, и в результате очередного телепатического контакта она жертвует собой, становясь тем самым донором. Всё что видит Ёдзо – тело девушки в специальном растворе, часть органов из которого уже позаимствовано для герантократов.
Финал «HUMAN LOST. Исповедь неполноценного человека» неоднозначен и его нужно пережить самому, без объяснений и пояснений.
О чём нам хотели сказать создатели?
На мой взгляд, это драма маленького человека. Непонятого, заброшенного, измученного, в том числе и собственными родителями. Вся его жизнь происходила в драме и трагедии. Это экзистенциальная заброшенность, о которой любил говорить Сартр. Невротичность и невнятность подчёркивают внутренний мир главного героя.
«HUMAN LOST. Исповедь неполноценного человека» — аниме, в котором нет хороших героев. В нём ты и сочувствуешь персонажам, и одновременно не можешь их переносить.
А ещё немаловажный момент – геронтократия. Эта власть состарившихся, зажравшихся стариков. Это правительство старых зазнаек, которое считает, что мир обязан им, что они даровали эту самую стабильность, что до них и без них мир грянет в пучину хаоса.
Отчасти они правы, и мир, вправду, приходит к хаосу, но кто его породил. Застой культурный, социальный, экономический и порождает такой вот хаос, он просто отсрочивает его и делает более страшным.
Нет ужасней состарившейся власти, состарившегося начальника, состарившейся системы. Многие читатели поймут о чём я говорю. Эти старички боятся нового, они ненавидят всё новое, ненавидят молодёжь, кажущуюся им пустой и развратной. А ненавидят потому что завидуют. Как в одном из рассказов Г. Уэллса завидовал богатый старикашка, желавший заполучить молодость бедного юноши.
«HUMAN LOST. Исповедь неполноценного человека» вышло глубоким, но немного путанным аниме. В целом, сильная картина, для понимания которой нужно знать литературную подоплёку и историю Японии, чьё благополучие далось непростым путём.