Нью-Йорк – город, в котором происходили все самые яркие события из мира современной фантастики, наиболее значимый город в реальной жизни, сосредоточивший огромные финансовые потоки и культурные особенности со всего мира.
Сейчас к нему прикованы все взгляды планеты, многим кажется, что это конец Америки. Вряд ли, все эти стада бандерлогов – орудие в руках политических игроков. Но крах возможен, тем не менее, для любого общества, даже просвещенного.
Об этом и наша публикация.
Пройти мимо темы Нью-Йорка не мог. Но ассоциируется он у меня не с обезумевшей толпой. Помните такой фильм «Побег из Нью-Йорка»? Казалось бы, обычный такой боевичок, но не все так просто, как кажется на первый взгляд.
Начнём с того, что это, так называемое, независимое американское фантастическое кино. Действие сюжета происходит в 1997 году (не знаю, чем 80-никам так полюбился этот год, в нём и события мира будущего в «Терминаторе» разворачиваются). Америку захлестнула волна преступности, даже остров Манхэттэн был превращен в тюрьму.
Одного из матерых преступников Змея Плискина вынуждают спасти президента, в течение 24 часов. Сюжет фильма был написан ещё в середине 70-х, при этом писавший его Карпентер вдохновлялся знаменитым Уотергйтским скандалом.
Вышел фильм в самом начале 80-х, и после выхода приобрёл коммерческий успех. Даже номинировался на премию «Сатурн». Более того, он занял 52 место в списке 100 величайших научно-фантастических фильмов по версии Totalscifionline.
В самом начале сценарий фильма был достаточно брутальным, чтобы студии соглашались на него. Карпентер вдохновлялся фильмом «Жажда смерти», и хотел изобразить Нью-Йорк как своего рода джунгли.
«Побег из Нью-Йорка» стал знаковой картиной для американского кино, хотя сейчас сразу и не поймешь, в чем его такая уж прелесть. Но факт остается фактом.
Что такого притягательного в «Побеге из Нью-Йорка»?
Как уже говорилось, на первый взгляд – второсортное кино. Этот фильм, прежде всего, притягивает какой-то незримой энергетикой и продуманной эстетикой.
В нём сочетается постапокалипсис с социальной сатирой, футуризм с антиутопией.
Кто такой Змей?
Змей Плискин – бывший спецназовец, у которого, в какой-то из моментов, поехала крыша.
Почему?
Дело в том, что каждому государству, особенно тем, у которых зашкаливают имперские амбиции и былое величие не даёт покоя, требуется целая армия силовиков, которые бы охраняли его от собственного народа и выполняли прихоти по обогащению властвующей элиты.
Попутно силовики должны успевать заниматься своими непосредственными обязанностями, но держат их всегда для своих нужд власть имущие.
Змей был хорошим солдатом, наверное, даже патриотичным, весёлым, верящим в великую цель звёздно-полосатого флага. С другой стороны, скорее всего, был свой Плискин, который верил в победу коммунизма и алое знамя. Обоих системы прожевали и выплюнули, когда те не смогли быть полезными для них. Змея выкинули после ранения.
Проблема в том, что готовя таких вот «спецов» никто не думает о будущем. В СССР и молодой России такие вот «спецы» после Афганистана пополнили ряды криминальных группировок. Война прочно засела в их головах, они не знали как жить в мирной жизни, а кто получил травму или контузию, ещё и оказался на обочине жизни. В Штатах это сделала война во Вьетнаме, в других странах любая другая война.
Плискин оказался с каким-нибудь пособием, наградами от президента в обычной жизни, в которой он не нужен, которая не понимает его, которая не принимает его.
Возможно, он не был таким уж брошенным ангелом в погонах. Но профессионального убийцу из него сделала государственная машина. Приютив хулиганистого малого и, развив в нём самые брутальные черты характера. Так и готовят спецназовцев во всех странах мира – давая волю их садистским наклонностям, иначе он будет много думать, много рефлексировать.
Кстати, имя не взято с потолка. Так звали какого-то крутого хулигана в реальной жизни.
Почему Нью-Йорк?
Город контрастов, олицетворение цивилизации, поэтому он ярко выглядит в образе руин. В те годы, когда «холодная война» была в самом разгаре, все боялись атомного безумия. Со времён Карибского кризиса Штаты и Союз ждали чего-то ужасного, ждали воя бомбардировщиков. Поэтому образы апокалипсиса так популярны в массовой культуре, начиная с 70-х.
В фильме есть мораль?
Почему Змей с укоризной говорит президенту о тех людях, что погибли из-за него? Они делали это не из-за чистых помыслов, а хотели выжить. Сам Змей тоже не горел желанием ему помогать.
А почему он должен был это делать? Ведь такие как президент превратили красивый город в тюрьму, а процветающую державу в руины.
И всем этим политикам быть благодарными?
Змей, Мозг и его подружка, чудаковатый таксист, все они – маргиналы и преступники, но кто подвёл их к такой черте? Мистер президент, сидящий в роскошном самолёте. С другой стороны очередной состарившейся генсек, сидящий за столом под звёздами Кремля.
Здесь незачем и некому быть благодарными.
Все здесь заложники ситуации, начиная от главы полиции, заканчивая Змеем.
Фильм как одна большая компьютерная игра
Фильм снят как большая компьютерная игра. Это заметно и в сюжете, и в графике. Музыка, визуальные эффекты вызывают лёгкую ностальгию по эпохам видиков и приставок.
По сути, «Побег из Нью-Йорка» не имеет глубокого сюжета, он как «Безумный Макс: Дорога ярости» пленяет своей эстетикой.
Есть продолжение фильма «Побег из Лос-Анжелеса», но это просто калька с некогда популярного хита.
Хотя «Побег из Нью-Йорка» выглядит как второсортное кино, он достоин просмотра. Сам Змей не выглядит наигранным, Курт Рассел сумел сыграть его натурально.