Вечер английской мистики

Это был обычный вечер. Точнее сказать, осенний вечер, а в такие вечера часто хочется обратиться к чему-то волшебному и таинственному. Каждый делает это по своему, кто-то проникается своими детскими мечтами и фантазиями, как Брэдбери окружает себя разными игрушками, вещами, о которых собирается писать, которые могут стать героя его очередных рассказов. А я вот пытаюсь найти на просторах интернета старые фильмы, мультфильмы или передачи, которые будоражили моё воображение в детстве.

Недавно, я решил пройтись по картинам 80-х, знаете, это, наверное, была самая золотая пора для Голливуда, да и для мировой кинокультуры. Но особенно американский кинематограф поражал нас своими картинами, образами, которые до сих пор эксплуатируются мировой культурой. Это была эпоха, когда кино могло быть ярким, интересным и, одновременно, глубокомысленным, когда саундтреки можно было слушать просто так, без привязки к кино.

Но о наиболее значимых картинах той эпохи мы уже говорили, мне же хочется поделиться фильмами, не то чтобы на любителя, но картинами, известными узкому кругу зрителей.

Это были 80-е, я тогда жил с родителями в ГДР. По ТВ можно было увидеть как советские, так и немецкие каналы. Отчего-то, немецкие я особо не запомнил, кроме заставки про Песочного человечка, а вот зато сериалы, которые транслировались по нашему телевидению, я запомнил. И одним из таких был мини-сериал «Человек-невидимка» (1984). В детстве он будоражил мой ум. Спецэффекты там на нуле, но общая атмосфера, мистический ореол на высшем уровне.

Что-то есть в сериале затянутое, как в типично, европейском кино, особенно британском, с отдельным вниманием на некоторое моменты, которые зрителя холерика или сангвиника будут утомлять.

Но всё это компенсируется общей атмосферой и каким-то британизмом, который невозможно не любить.

Хотя, в некоторых моментах, сериал отличается от оригинала, отличается незначительно, в целом в нём просматривается тот дух, который витал при чтении Уэллса, Стивенсона, Диккенса.

Сериал вышел в рамках проекта BBC-1  «Classic Serial strand», который транслировал различные экранизации классических произведений.

Я начал смотреть фильм и понял, что тоже самое мне нравилось в «Ястребе-убийце», например, британских чёрных комедиях, какой-то противоречивый момент. Это как с английским юмором.

В отличие от французских пьес и комедий, читая того же Диккенса, Уэллса или Даля, вы ни в коем случае не будете откладывать книгу, чтобы вдоволь посмеяться. У вас даже улыбки на лице не будет, но общая ирония, общий тонкий намек сразу отпечатается в вашем мозге. Британский юмор невозможно очертить где-то в одном месте произведения, он рассеян целиком по всему тексту.

Так с любой эмоцией. Даже острота неявна. С одной стороны, хочется фыркнуть, сказав – «этот чёртов английский консерватизм», с другой стороны, хочется уже перестать смотреть или читать, а нет, с непонятным для себя чувством, ты начинаешь понимать, что тебе интересно.

Вернёмся, всё же, к сериалу. С первых моментов, с самой заставки, становится как-то жутковато. Потом вы видите фигуру незнакомца, обмотанного бинтами. Впитывает испуг хозяйки гостиницы, которая с ужасом видит фигуру страшного незнакомца. Но, тут же, слыша голос, поспешную манеру говорить, вы понимаете, что в нём не меньше человеческого, чем в любом другом персонаже. Но вот снова картина, где вы, именно вы остаётесь наедине с незнакомцем и снова этот ужас. Особенно когда в конце первой серии, он начинает снимать бинты, и вы видите пустоту, зияющую в области подбородка.

Продолжает мой «британский топ», совсем не английская картина. Это советская картина 1985 года, но мы знаем, как хорошо в советском кино передавался британский дух. Передавался, конечно же, стереотипно, с его вечно холодными улочками, дождливыми переулками, чопорностью даже последних пройдох, но не за это ли мы любим британскую эстетику.

Речь идёт о фильме «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда». В нём снялись все сливки советского экрана, а главная роль сыграна Смоктуновским и Феклистовым. На мой взгляд, Хайд вышел уж совсем приличным, меня лично в нём ничего не отталкивало, точнее в его внешности, но в остальном. Смоктуновский прекрасно обыграл роль утерявшего себя человека. Его чопорность, резко сменяющаяся невротичностью, ужасными гримасами превращений, заставляют переживать эту боль, вместе с ним.

Правда, по режиссёрскому замыслу, главная идея генезиса перевоплощения зиждется на разочаровании Джекила в благородстве «высшего общества», в тот момент как в книге, Стивенсон изобразил ханженство главного героя, не меньшее, чем притворство этого самого общества.

История притворства, которое развенчивается ужасающей исповедью. История не одной личности, но целого общества. Джекилу хочется грязи и вольностей, но его статус, его образ благородного, уважаемого врача, красавца, при помощи которого любая из дам, с удовольствием наставляет рога своему мужу, не позволяют этого.

Другое дело, мистер Хайд. Он тискает проституток, проводит вечера в притонах и убивает, с особым цинизмом, с особым наслаждением.

В самом начале, мы видим как Джекилу тяжело воспринимать упоминание о Хайде. Он начинает уверять своего нотариуса или, даже больше себя, что в любой момент может с ним покончить.

Но, личность Хайда, как и правда, рано или поздно вырываются наружу. Покровы чинности и благородства больше не могут скрывать истинное лицо красавца-аристократа.

Образы сыграны превосходно. Аристократы, проститутки, слепая старуха, каждый кадр можно разбирать по отдельности.

И так, этот осенний вечер, мы посвятили британскому стилю, пусть даже один из фильмов снят, в совершенно, чуждой британцам культуре, но в этом ещё один парадокс.

so_kir_kin

Об авторе so_kir_kin

Победитель международного конкурса фантастики "ВЕЛИКОЕ КОЛЬЦО", призер литературного конкурса МВД России "Доброе слово", номинант на премию "Писатель года", "Наследие", лауреат конкурса «МОСТ В БУДУЩЕЕ–2014», печатаюсь в литературно-художественных журналах, в том числе Петербургском журнале "Мост", "Российская литература", "Дао журнал". Философ с большой дороги.
Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.