«Планета бурь» и американское кино

Планета бурь

В сети бытует много лестных слов о фильме «Планета бурь». Я смотрел этот фильм, снятый по повести Казанцева, но с большими изменениями в сюжете.

Я писал как-то, что инопланетных птиц там озвучила легендарная Има Сумак.

Кстати, «Планета бурь» популяризирует мысль Казанцева, что нас принесли инопланетяне на Землю. Фантаст прямо превратил эту идею в культ, он видел свидетельства инопланетных космонавтов повсюду, от икон, до древних фигурок из Азии.

Но у нас фигурирует мнение, что чуть ли не «Планета бурь» создала Голливудский кинематограф. Я утрирую, конечно. Обмен опытом, конечно, всегда был в искусстве.

Так же говорится, что американцы нагло своровали фильм, перемонтировав, выпустили под названием «Путешествие на доисторическую планету», а потом «Путешествие на доисторическую планету женщин».

Не берусь однозначно судить, но…

Я уверен, что «Планета бурь» с её комбинированными съёмками вдохновила многих режиссёров, но чтобы прямо такой эффект.

В каких советских фильмов отчётливо прослеживается голливудское влияние:

— Мы так же делали многие фантастические фильмы и мультфильмы под влиянием западной киноклассики. Например, в «Отроках во Вселенной» движения и эстетика киборгов перенята из «Одиссеи» Кубрика. 

— Ричард Викторов в «Через тернии к звёздам» использовал образы вулканцев из «Стартрека», показывая жителей Дессы. Образ злобного карлика, управляющего мыслями главной герои подозрительно похож на главного антагониста из фантастического-хоррора «Дом в тысячу этажей».

— Робот из «Гостья из будущего» (именно в фильме) взят так же из американской фантастики.

— Тищенко, рисуя «А.М.Б.А.» Использовал опыт американских комиксов и японского аниме. Об этом он мне сам рассказывал.

Здесь, кстати, очень прямое заимствование. 

Да и это нормально, на самом деле.

Но вот, когда говорят про «Планету бурь», так сразу слышишь гневное «пендосы» своровали.

Вот что у меня вызывает сомнение.

Я не люблю, когда реальные заслуги возводятся в роль культа. Получается такое, что мы опять становимся «родиной слонов».

У нас правда была прекрасная школа монтажа и комбинированных съёмок. Была именно в те годы.

Чтобы говорить о непосредственном влиянии на Лукаса, Скотта, Кэмерона, нужно конкретное указание как именно и когда «Планета бурь» повлияла на них.

Вот пример из Википедии.

Дескать, американский робот из фильма, тонущий в лаве — это прообраз Терминатора, погружающегося в лаву, показывающего большой палец.

Дескать, там робот тонул в лаве и у него рука была поднята. 

Возможно. Но хотелось бы услышать это из уст создателя франшизы. Я знаю, что многое он почерпнул у Х. Эллисона — «Солдан» и «Демон со стеклянной рукой». 

В американском фильме он не просто тонет в расплавленном металле , он добровольно совершает самоубийство ради блага людей. Там определённый моральный смысл.

Тонущие в лаве роботы, в принципе, не такая уж редкость для фантастики. А приподнятая рука… Честно говоря, я ничего такого не увидел. Специально пересмотрел этот момент. Он просто переворачивается, когда тонет в лаве.

Сейчас, в принципе, модно искать советское влияние во всём.

Говоря о списке национального достояния в Штатах, надо понимать, что это не признак какой-то исключительности.

Подавляющее большинство фильмов в развитых странах защищены авторским правом. В СССР такого не было. Автор не имел права на своё произведение, им могли распоряжаться все деятели искусства. 

Общественное достояние — это однозначно обозначение того, что в настоящий момент на данное произведение нет авторских прав и больше ничего.

Про технику снимать через аквариум. Дескать, Кэмерон этому научился у режиссёра «Планеты бурь». 

Но за много лет до «Планету бурь» мастер кинематографических фокусов и иллюзий Жорж Мельес первым использовал аквариум для создания иллюзии подводной съемки в фильме «Русалка» (1904), расположив его между камерой и актрисой

Это делали до «Планеты бурь» и без «Планеты бурь».

Ну про дизайн транспортного средства из фильма, который чуть ли не породил всю идею «Звёздных войн».

Вообще-то, ничего уникального в машине из «Планеты бурь» нет. Обычная эстетика тогдашнего футуризма. Такой дизайн в комиксах и в фантастике появился ещё до войны. Обтекаемые летающие кары с антенной на кабине.

И да, что касается скафандров и прочей атрибутики, я специально просмотрел фантастические журналы Америки от 30-х до 50-х годов и не поверите какой дизайн скафандров и космической техники я там увидел.

Не думаю, что «Планета бурь» оказала влияние ещё и на прошлое.

Какой вывод.

Ещё давно я видел экспериментальную комбинированную съёмку годов 60-х. Там маленький моряк танцует рядом с пианистом-великаном, а потом раздевается, и мы видим что он состоит из металлических суставов.

Это была смешная сценка.

Но нашлись те, кто сказал, что вот доказательство того, что «Терминатор» был придуман в СССР, а американцы всё своровали.

Мне нравится «Планета бурь».

Я не большой поклонник советской фантастики, но я читал её очень много. В детстве в сельской школьной библиотеке, знаете ли, зарубежной было найти сложно. 

И знаете что?

Я сильно сомневаюсь, что Скотт, Кэмерон, Кубрик, Лукас и прочие создавали свои франшизы под влиянием одного единственного фильма из СССР. На тот момент, в Штатах уже были фильмы с, куда более, развитыми эффектами, на которые можно было бы ориентироваться.

Вдохновляла ли кого-либо из-них «Планета бурь»?

Возможно.

У Кэмерона есть целый цикл передач, посвящённый истории научной фантастике. Он не упоминал про «Планету бурь». Скажите, умолчал, присвоил лавры и умолчал.

Тогда почему он не умолчал про сотни других не американских фильмах?

Никто ничего там не скрывал никогда. Если Скорсезе вдохновлялся Достоевским, как и половина земного шара, он об этом открыто говорил. Тарантино любит Пастернака и не скрывает этого, даже навещал его могилу.

Ну, не оказывала наша фантастика какого-то колоссального влияния на западную фантастику и западное кино.

Скорее, наоборот.

Ну, не нужно превращать нас «в родину слонов». У нас и без этого много заслуг в мировой культуре. 

Фото аватара

Об авторе so_kir_kin

Победитель международного конкурса фантастики "ВЕЛИКОЕ КОЛЬЦО", призер литературного конкурса МВД России "Доброе слово", номинант на премию "Писатель года", "Наследие", лауреат конкурса «МОСТ В БУДУЩЕЕ–2014», печатаюсь в литературно-художественных журналах, в том числе Петербургском журнале "Мост", "Российская литература", "Дао журнал". Философ с большой дороги.
Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.