Недавно я всё-таки добрался до классики научной фантастики и начал слушать аудиоверсии произведений легендарных писателей-фантастов.
Среди них, можно сказать, в первую очередь попался Айзек Азимов. Разумеется, я о нём много слышал, но как-то не доводилось читать. Большой пробел для любителя фантастики, я знаю. Ну, вот исправляюсь.
Начнём по порядку.
Двухсотлетний человек — сюжет
Рассказ «Двухсотлетний человек» повествует о роботе, андроиде по имени Эндрю, производного от NDR. История, которая на сегодняшний день является заезженным штампом, тогда казалась оригинальной. Конечно же, речь идёт о том, что машина, созданная человеком, начинает обретать самосознание. Живя в благополучной семье, не видя горя, робот Эндрю начинает проявлять способности к творчеству, когда младшая дочь в семье, ласково именуемая в рассказе с точки зрения Эндрю Маленькая Мисс начинает способствовать его резке по дереву.
Узнав об этом, отец девочки поручает роботу изготавливать всё больше деревянных произведений, которые вызывают большой спрос и продаются за хорошие деньги. Таким образом Эндрю зарабатывает для хозяев много денег, и глава семейства, будучи порядочным человеком и относящийся, возможно, благодаря младшей дочери к роботу как к личности, заводит на имя Эндрю банковский счёт, куда складывает половину полученных с помощью Эндрю доходов.
Такого ещё никогда не было, чтобы вещь имела собственный счёт в банке, поэтому хозяин робота консультируется с юристом и с помощью него добивается своего.
Время идёт, поколения сменяются. Вот и отец умер, старшая дочь стала партнёром в вышеупомянутой юридической фирме, затем стал партнёром там и внук хозяина, сын Маленькой Мисс. И всё это время фирма отстаивала интересы Эндрю, добившись признания его как личности, добившись от компании производителя замены его деталей на более совершенные.
В конце концов, Эндрю принялся менять род деятельности, становясь всё более развитым. Он исследовал возможности, улучшить своё тело, заменить его на органическое и добился в этом больших успехов, одновременно открыв новые методики протезирования человека.
Так как в людях становилось всё больше механических деталей, а в нём всё больше органических, Эндрю принялся добиваться признания себя человеком. Чего он в итоге добился к своему двухсотлетию, после чего он и умер.
По данному рассказу сняли одноимённый фильм с Робином Уильямсом в главной роли. Сам фильм, как и первоисточник, довольно душевный. В нём многое отличается от оригинала, но суть не меняется, и все ключевые моменты сюжета и задумки автора тем или иным образом представлены. Даже мотивация Эндрю стать человеком в какой-то мере более обоснована.
Двухсотлетний человек — мнение
Что могу сказать об этом произведении (рассказе и фильме в общем) я. Стиль мне понравился. Повествование идёт плавно и не затянуто. Идея для 21-го века уже не свежая, но до сих пор интересная. Рассказ не очень большой, поэтому, полного раскрытия темы, мне кажется, не вышло. Но это ведь и не всегда нужно.
Тут нет по большому счёту злобных антагонистов, которых настолько уже привыкли видеть, что прямо трудно представить историю без данного штампа. Здесь есть корпорация, производитель роботов, переставшая выпускать умных роботов, как только выяснилось, что у Эндрю появилась собственная личность. И здесь я не вижу зла. Это логично и обосновано.
Опять же эта корпорация, пусть и под юридическим давлением, но сотрудничает с Эндрю, после чего даже получает профит от его изобретений. Нет никаких посягательств на Эндрю, кроме одной сцены спонтанного «насилия», после которой даже сразу принимают закон, чтобы в будущем подобное не повторялось.
Общество в рассказе «Двухсотлетний человек» показано нейтрально и даже в какой-то мере позитивно.
Что меня больше всего… возмутило, наверное, так это стремление Эндрю стать человеком. В фильме это несколько больше обосновано, нежели в рассказе. В рассказе это просто желание стать и быть признанным человеком. Возмущение моё связано именно с постоянным отождествлением робота и человека. Почему-то подразумевается, что высшая степень развития роботов это всё большее приближение их к человеку внешне, внутренне и эмоционально. Вероятно, здесь играет роль взаимосвязь сына и отца, создателя и его творения, когда человек создаёт нечто искусственное, но в то же время являющееся новой формой разумной жизни. Искусственный человек.
На самом деле, как я считаю, человекоподобные роботы не очень практичны или лучше сказать универсальны, поэтому они могут и будут составлять лишь малую часть разумных машин, созданных человеком. Да и нет для них особых предпосылок, кроме заложенных программой, становиться похожими на людей.
Вот тот же Эндрю мог вполне более разумно распорядиться своим существованием, нежели стремление к смерти естественным путём.
Подразумевается, что роботы будут обладать более логичным и превосходящим человека интеллектом. В случае с Эндрю это не похоже. Так вот, если роботы умнее, зачем им стремиться походить на нас? Разве они не должны стремиться двигаться дальше в развитии?
Распорядись Эндрю своими возможностями иначе, двухсотлетний человек мог бы быть вечным человеком, способным развиваться самому и помогать развиваться целой цивилизации. Разве это не важнее и благороднее?
Как я уже писал выше, в фильме «Двухсотлетний человек» мотивация робота показана более обоснованно. В этом плюс фильма перед рассказом.
В остальном, могу лишь порекомендовать к прочтению и просмотру.