Многие назвали научно-фантастический триллер «Зона-414» от Эндрю Бэрдона «Бегущим по лезвию» в обвертке фильмов категории «Б».
Но я в корне не согласен.
Во-первых, грань между фильмами категорий «Б» и кассовыми лентами, стала очень хрупкой, за счет развития технологий. Вы и сами можете сделать фильм, буквально в домашних условиях, использую достижения монтажа. А вот с идеями и философским контекстом, либо просто стилем, порой у фильмов класс «Б» было получше, чем у их кассовых собратьев.
Критики упустили из виду «Зону-414», да и зритель здесь больше из разряда фанов киберпанка.
А картина стоит внимания.
Да, «Зона-414», во многом, повторяет стилистику «Бегущего по лезвию». Повторяет, но не копирует полностью, не становится пародией. Это самостоятельный сюжет, это совершенно отдельная неповторимая атмосфера, это своя философия.
«Зона-414» — киберпанк и неонуар вместе.
Да и актерский состав получился достаточно сильным: Гай Пирс, Трэвис Фиммер.
История одиночества
По сюжету, детектива Дэвида Кармайкла нанимает глава империи андроидов. Его дочь частенько сбегала в место, под названием «Зона-414», выдавая там себя за андроида. Но однажды она не вернулась. Странного папашу заботит даже не она, а то, если с ней что-то случилось, как это отразиться на репутации его империи и этого места, которое заявляет о себе как о месте полным свободы и конфиденциальности, а главное, безопасности.
В итоге, все переворачивается с ног на голову, а способствует этому слишком человечный андроид – девушка.
Но на этот все. Дальше любая отсылка к сюжету, лишит интриги.
Философия «Зона-414» проста. Она в духе классического киберпанка, и говорит об одиночестве. Противостоянии личности системе, противостоянии анонимности и сети.
В этом наполненном и даже душно переполненном мире, андроид, обладающий сознанием и детектив, стали двумя ключевыми персонажами. При этом, до конца не понятно, андроид морочит голову или правда научился чувствовать и осознавать себя как личность.
Насилие и секс
Сначала кажется, что тема секса и, связанного с ним садизма слишком уж переполняет всю картину. Но эстетика здесь играет со зрителем. Тебя и отталкивает, и манит эта стилистика. Что интересно, в фильме нет откровенных сцен или полной обнаженки. Даже насилия здесь не так много, как кажется.
В отличие от «Бегущего» и его продолжений, здесь более камерная проблема, даже более человеческая. На самом деле, «Зона-414» совершенно о другом фильм, чем «Бегущий по лезвию». Там, в какой-то момент, сам главный герой начинает сомневаться, сами-то они люди, здесь же мы не видим так много колебаний. С одной стороны, выхода, как такового нет, все остается на своих местах. С другой, уже даже то, что мы видим в финальной сцене, это какая никакая, но победа.
Слишком жизненная фантастика
Несмотря на абсолютный киберпанковский антураж, все события касаются нашего с вами общества. Скажем так, андроиды просто приоткрыли дверцы наших шкафов со скелетами. При этом, они приоткрыли как низменные, так и возвышенные чувства. Нужно понимать, что они наполнят нашу жизнь как смартфоны. В руках целый компьютер, который умещается в кармане, а раньше это тоже считалось фантастикой.
Так и с андроидами.
Почему много тем секса.
На самом деле, главную героиню-андроида, далеко не всегда используют в этих целях. Подобных сцен с ней нет вовсе. К ней часто обращаются как к психологу. Кто-то плачет, кто-то радуется. Она часто разговаривает, может ласкает, может кого-то изображает. У нее невероятная эмпатия, она эмоционально до такой степени, что даже хочет себя убить.
Мерзкий глава империи во многом прав. Для многих андроиды – это спасение от одиночества.
Мы смеемся над японцами, которые арендуют целые семьи, но мы забываем, что далеко не всегда так легко ужиться с кем-то, а порой человек просто потерял близкого человека, а может и семью. Почему не побыть какое-то время семьянином. В конце концов, лучше воплощать свои желания в социально одобряемое русло. Так и с андроидами. Если уж говорить о прихотях, то почему бы этим не заняться андроидам.
«Зона-414» — фильм на стиле
Это правда невероятно стильный фильм. Каждая мелочь продумана, настоящее удовольствие для перфекциониста. В ленте есть несколько отличных режиссерских задумок. Например, периодический вид из камер наблюдения, что, с одной стороны, наводит на мысль, что в мире интернета, тебе сложно остаться анонимным, с другой, создает впечатление некоего реализма.
Небольшая нелинейность сюжета. Порой, мы видим сцены из уже свершившегося, но, при этом, они только добавляют интригу.
«Зона-414» — фильм для неспешного наслаждения, фильм для всех любителей неонуара и киберпанка.