В юности в среде моих сокурсников были популярны «левые» взгляды. Мы даже в Союзе коммунистической молодежи состояли. Соответственно и идеализировали все советское, восхищались советской культурой. Я помню фразу своего товарища, что советские мультфильмы были добрее, а в американских даже положительные герои выглядят страшными.
На самом деле, далеко не так, а мультфильмы в СССР тоже были разными. Добрыми, в основном, так как другие просто не пропустили бы. В наших мультах всегда было понятно, где добро и, где зло. Да, злые герои могли стать добрыми, но было понятно, что в начале он — злодей.
Если мы посмотрим, практически, любой комикс или мульт про супергероев, мы увидим достаточно неоднозначные фигуры злодеев. Недавно я посмотрел «Человек-паук», новый соответственно. Ужасная вещь, но она меня натолкнула, лишний раз, на мысль о том, что злодеи даже в попсовых сюжетах у американцев неоднозначные. И это не оправдываете зла, это, не побоюсь этого слова — шекспировские драмы.
Подобная ситуация в «детских» мультах у Диснея. Вообще, ясные и четкие образы, это больше детская сторона анимации.
Меня всегда удивляла, что такая попсовая индустрия как комиксы сумела сделать мир внутренних героев таким неоднозначным и многогранным.
Чего стоит только Пингвин или Джокер из «Бэтмена». Или Скорпион и Флинт Марко из «Человека-Паука».
И, казалось бы, весь инфантилизм комиксов, приучает читателей к тому, что мир не односторонен и делать выводы о ком-то или о чем-то поспешно.
Да и внутренний мир супер героев не так прост. Если говорить о Бэтмене или Дэдпуле, то это персонажи, в которых борются два начала, как бы это пафосно не звучало.
В первом случае, желание мстить, во втором откровенное безумие и трикстерство. По сути, мотивация того же Бэтмена, не является вполне уж благородным рыцарством. С другой стороны, никто и не хочет видеть в нем образ Рыцаря без страха и упрека. Для этого у нас есть Супермен, который, кстати, тоже недавно приобрел достаточно «человеческие» черты. Из полубога он превратился в человека, которому не чужды и наши с вами проблемы.
Бэтмен в «Титанах» и вовсе превратился в полного антипода привычному нам образу.
Поэтому американские истории о супергероях я считаю важной вехой при взрослении, так как в них ни один персонаж не является одномерным и однозначным. В истории даже злодея мы видим жизненную драму, даже положительные черты.
Кстати, в новом «Человеке-пауке» красной нитью проходит идея о том, что никаком нельзя ставить крест. При всем идиотизме сюжета и отвратительности всех версий кинопаука, главный посыл в том, что хорошее есть во всем и в каждом. Поставить крест на ком-то легче всего, но вот раскрыть в нем хорошее, это настоящий поступок.
Скажите, слишком много философии вокруг такой попсы, как истории о супергероях.
Но ведь именно это будоражит умы миллионов, а новый «Джокер» или «Темный рыцарь» Нолана, поистине стали классикой кино. В них что-то и достоевское, и шекспировское, и кафкианское.
А вы говорите, попса.