Интервью с каналом Нешаламэ

Интервью с каналом Нешаламэ

У меня в гостях сценарист и продюсер, создатель телеграм-канала Нешаламэ, одноименного дзен — канала, экс-глава креативного отдела A4 Production.

Как возникла мысль вести свой блог? Какие платформы для блогеров считаете наиболее перспективными?

В феврале 2022 я переходил с одной работы на другую. Начались фервальские события, из-за чего перехода не случилось. В медиа пространстве было огромное количество ненависти, насилия и нелюбви. Я где-то на 10 дней закрылся в квартире не пил и не ел почти. Занимался эскапизмом. Смотрел фильмы и сериалы. Среди них был «Евганелион». Если бы я тогда знал, что это история о парне, который находится в экзистенциальном кризисе и хочет покончить с собой, не начинал бы смотреть.

Когда я вышел из этой «спячки», обнаружил, что в России закрылся Conde Nast, Эхо Москвы, Дождь. И многие мои знакомые, кто там работал стали заводить телеграм-каналы. Сначала я писал им, мол давайте буду у вас в канале рассказывать про кино, такая авторская колонка, но потом решил, что удобнее сделать свое. Так и появился канал про кино и любовь

Перспективных платформы 3: телеграм, ютуб, тикток.

В тиктоке быстро набираются миллионы подписчиков, но маленькие деньги и довольно узкая популярность. У меня несколько знакомых с миллионом подписчиков. Это особо не монетизируется, но энергии расходуется уйма. Зато можно «качать» аудиторию на другие платформы

В ютубе продвигаться сложнее всего, тут нужна команда, высокий порог входа, нужно хорошее оборудование, невероятно высокая конкуренция, но тут и самые большие деньги. Десятки млн $ в год у топовых блогеров

Телеграм подкупает тем, что тут очень низкий порог входа. Не нужно покупать оборудования на 500к и осваивать монтажные программы. Только текст и картинки. Мне казалось, что телеграмм — это тема СНГ, но вот и New Yorker сейчас ищет ответственного за их телеграмм-канал, то есть спрос в мире появляется

У вас широкий спектр интересов. Как вы считаете блогер не должен сдерживать себя или нужно выдерживать блог в какой-то определённой тематике?

Это раньше люди читали The Washington post, потому что это The Washington post. Сейчас какую метрику не возьми: подписчики, просмотры, удержание; Дудь будет популярней Медузы, а Собчак популярней Дождя.

Уровень неопределенности растет с каждым днем, люди хотят сохранить иллюзию нормальности. Выходом становятся парасоциальные отношения. Упрощая: личные отношения между незнакомыми людьми (подписчик – блогер). Очень сложно испытывать эмпатию к целому абстрактному изданию, а вот к конкретному человеку легко. И чтобы этот уровень эмпатии сохранять, нужно иногда отступать от основной тематики и давать немного «образа жизни»

У меня канал про кино, но мой «образ жизни» этим не ограничивается. Я не могу отбросить свое фундаментальное образование в Political Science и начатую кандидатскую. Не могу не сказать про героев светской хроники, потому что ребенком играл в догонялки на даче у каждого второго из них. Не могу не постить самобытные интерьеры из Циана, потому что обожаю архитектуру. И меня читают те, кому близок этот «образ жизни»

Главное, сохранять одну призму ценностей, люди подписываются, чтобы знать, что они правы, потому что есть вот человек у него X подписчиков, он и все они думают, как и я. Недавно один крупный телеграм-канал выложил крайне пафосное поздравление с днем России, как итог минус 12к подписчиков за сутки. Контент людям нравился, а ценности не совпали

Вы живёте в Штатах, бываете в разных странах. Человеком какой культуры вы себя ощущаете? Сравнивая жизнь в разных странах, можно ли сказать, что мы становимся ближе друг к другу, благодаря культуре, музыке, кино?

Я абсолютно и на все 100% продукт русской культуры. Посетив к этому моменту 45 стран могу говорить это с уверенностью. Начать конструктивный диалог можно только через общее. Вы, когда написали, начали с того, что вы тоже ведете блог. Это сделало нас равными и наметило несколько возможных тем для общения. С иностранцами это платформу равенства выстроить сложнее, тут, конечно, наиболее доступным общим пространством для коммуникации является поп-культура. Но не только ей все огранивается. Разговор русского и немца в конце фильма «На море» вам в помощь

Какие мифы и стереотипы о Штатах вы считаете самыми глупыми и вредными?

Стереотип о том, что Штаты глупые и вредные. Самая большая ошибка человеческого мышления заключается в том, что мы одну страну или нацию пытаемся привести к какому-то общему знаменателю. В любом обществе есть филантропы, но есть и маньяки, есть левые и правые, богатые и бедные. И у многих из них нет никакого мнения по тем вопросам, которые волнуют вас. Может, удивлю, но подавляющее большинство людей на планете ничего не знают о февральских событиях, как и о факте существования Украины и России. Диджитализация, оснащенность людей устройством с доступом в интернет, очень сильно преувеличена. А та часть, у которой такие устройства есть, чаще всего ограничиваются просмотром мемов, порно и игрой «три в ряд»

Среди ваших увлечений аниме. Как вы считаете, испытывает ли аниме кризис жанра? Или же это бурчания любителей олдскула?

Впервые слышу о кризисе в аниме, оно наоборот на взлете. Формат захватывает мировой рынок, Pixar отступает от привычного ему гиперреализма и снимает «Я краснею» в аниме стилистике, последний «Человек-паук: паутина вселенных» тоже играет со стандартными приемами аниме. «Атака Титанов» самый просматриваемый мультсериал на Нетфликс. Пафос аниме читается в сюжете «Аркейна». Вы придете в магазин сувениров Парижа, Стамбула, Лондона, Нью-Йорка и кроме Эйфелевых башен, красных телефонов будок и медальонов от сглаза вас будет ждать фигурки Лойда и Ани Форджеров из «Семьи Шпиона» (2023), Леви из «Атаки Титанов» (2013-2023)

Верно ли, что в японской анимации воплотились лучшие идеи из sci-fi?

Не только лучшие, но и худшие. Нарисовать космический корабль дешевле, чем построить его в павильоне. Порог входа ниже, поэтому sci-fi проектов в аниме так много. Джеймс Кэмерон чуть не 10 лет ждал, когда технологии достигнут того уровня, чтобы можно было снять «Аватар», а Кубрик всех из себя вывел, снимая «Космическую Одиссею» во времена, когда еще не было спецэффектов. В аниме они бы за год все сделали и забыли

«Золотой век» Голливуда, столь любимый Тарантино. Почему нас так пленяет эстетика 50-х, 60-х и, в частности, ретрофутуризм?

Очень хороший вопрос. Это манифест силы человека. Только вот Вторая Мировая закончилась, а у нас уже снова стиль, красота и экономический рост. Еще, пожалуй, дух свободы. Иначе массовые не координированные протесты в десятках (если не в сотни) стран мира в 68-ом объяснить нельзя

Советую прочитать роман «Прощай, Гари Купер» Ромена Гари 69-ого. Он очень точно почувствовал, что закончилась эпоха, воплощением которой был Гари Купер, и наступила следующая, не менее прекрасная и более милосердная эпоха матриархата

В первую очередь, в мире популярен американский ретрофутуризм. Почему не немецкий или французский?

Удивительно, почему не советский. Вы видели крымские и грузинские санатории? А ресторан «Восход» в Зарядье? Что уж говорить про Atomic Heart. Кроме самой игры, каверы Пугачевой очень хорошо зашли на музыкальных стримингах. Это поле непаханое, за которым бы точно было будущее, если бы не война. Сейчас, к сожалению, даже Гагарина и Терешкову из Starfield убрали

Почему не немецкий и французский понятно, они появились слишком рано: конец XIX начало XX века, еще не было полетов в космос и индустрии развлечений, способной всё это дело продать. 61-ый полет человека в космос, а в 62-ом Хана Барбера уже выпускает «Джетсонов», тут же коробочки для завтраков с их изображением, плюшевые Астро, зубная паста с Элроем и всё: добро пожаловать в культ ретрофутуризма

В аниме заметен уход от ярко выраженной маскулинности, в сравнении с анимацией 80-х и 90-х. Это дань времени или специфика японского общества?

Аниме всегда ставило маскулинность под вопрос. Начнем с того, что почти во всех работах студии Ghibli все сильные персонажи – девушки. В «Евангелионе» слабый и меланхоличный Синдзи Икари противопоставлен сильным и смелым Аске и Мисато. Что уж говорить про «Акиру» и «Призрака в доспехах», где все мужские персонажи просто посмешища

В японском обществе, напротив, самое большое неравенство между мужчинами и женщинами среди развитых стран. Женщина может получать в 6 раз меньше мужчины на аналогичной должности. Полагаю, аниме работает тут как кривое зеркало, гиперкоменсирующее проблему. Это далеко от голливудской повестки. Ни один из аниматоров не строит свои сюжет, ориентируюсь на зарубежную аудиторию, все смотрят на свою. Спрос на ролевую модель сильной девушки там был всегда

Что не так с экранизациями аниме? Ясное дело, что дело в самом понятии аниме, то есть в анимации, в мультяшности, но, тем не менее. Нет экранизации, даже в Японии, которая бы смогла так же зацепить как и мульт.

Толкиен говорил: «Придумать зеленое солнце легко; трудно создать мир, в котором оно было бы естественным». Анимация – это нападение на действительность. Эти эскапиские миры не могут существовать в реальном мире, потому что сам сюжет его отвергает. По этой же причине никогда не будет ни одной приличной экранизации «Мастера и Маргариты», это история, в которую на экране поверят только если она станет мультфильмом.

Вы используете еврейские слова в названии блога. У вас израильские корни? Отечественный антисемитизм — уже уходящее явление, на ваш взгляд?

Есть телеграм-каналы Незыгарь, Небожена, Неморгенштерн, Антиглянец. Довольно органично в этот ряд повсеместного отрицания вписывался Нешаламэ. Прежде всего, по аналогии с теми каналами, обыгрывалась фраза «Не Тимоти Шаламе», однако истинное значение шуточное увеличение выражения «Не бэ, не мэ, не шаламэ», то есть «ни о чем». Как бы о кино, благодаря Тимоти, и ни о чем.

В утренних же сообщениях, где я желаю «шаламейшего утра» с одной стороны по-прежнему, обыгрывается фамилия Шаламе, с другой, это украденное из разговорной речи друга, который часто превращает приветствие «шалом» в «шаламейший»

Покажите мне, у кого в России нет еврейских корней?) Какие-то безусловно, но очень-очень далекие. Не ассоциирую себя с этой культурой

Ксенофобия сегодня — это основа государственной политики. Причем, не щадит она никого. Стоило Маргарите Симоньян заговорить про окончание СВО, как Z-патриоты ей тут же припомнили, что она «армянская рожа» и о русском мире ничего не знает. Хотя она одна из тех, кто всю эту систему и придумал

Институализции антисемитизма, как это было в Советское время или в том же Третьем Рейхе еще нет. Посмотрите в этом плане последний фильм Смирнова «За нас с вами», где подробно рассказано, как это работало в 50-ых. Сейчас российская пропаганда задействует все виды ксенофобии. Однако антисемитизм поддержки не получает прежде всего наверху. Министру иностранных дел Лаврову за его слова про евреев как главных антисемитов пришлось в свое время извиняться, а помощника секретаря Совбеза Павлова и вовсе уволили за его статью о хасидах

Но, боюсь, что все только впереди и мы еще увидим как под лозунгом «Бей жидов — спасай Россию» выступят всем известные наёмные отряды.

Вы не очень симпатизируете фэнтези. А такие вариации как, например, постмодернистское фэнтези Сапковского как вам?

Фэнтези — это наиболее примитивная форма подачи материала на широкую аудиторию. Вопрос, как вы ее используете, чем наполняете. Одно дело, если вы пытаетесь отрефлексировать фашизм как Толкиен или перекладываете Библию для новых поколений как Джоан Роулинг, а другое, если это просто история про дварфов и драконов.

Не особо увлекаюсь «Ведьмаком», по-моему он примечателен только тем, что это фэнтези, которое прогнали через мясорубку постмодернизма с характерным ему юмором

Можно ли сказать, что сейчас эпоха повального увлечения фантастикой? Много блогов по разбору фантастики, старшее поколение ностальгирует по советским сборникам из их детства, молодые люди читают комиксы.

Наступила эпоха супергероев? Или она никуда не уходила?

Я бы разделял фантастику и супрегероику. Условных «Звездных Войн» и «Бэтмена»

Супергерои — это прямое наследование этрускам, древнегреческой, древнеримской и древнескандинавской культурам. Это пантеон Богов и полубогов: Зевсов, Артемид и Геркалов. Они приходят в тяжёлый час. Не зря все они как комиксы появились во время или сразу после Второй Мировой, а культовые экранизации покорили мир после 11-ого сентября.

Супергероика — это явление культурно-политическое. Очень большая редкость. Обычно культура выходит из экономики или социальной сферы. И Marvel это очень хорошо понимали, у них есть эпохальный комикс Civil War с критикой патриотического акта, принятого после 11-ого сентября. Когда дело дошло до экранизации остался только конфликт Железного Человека и Капитана Америки. Убрали политику из экранизации комиксов, и перед нами падающие сборы и рейтинги новых экранизаций. Потому что в комиксах люди читают одно, а на экране видят очень пресную историю. На внутреннем рынке, а все экранизации комиксов делаются на внутренний рынок США, зарубежные показы – это просто бонус, спрос будет явно падать, если их продолжат делать в том же виде.

Будущее за такими работами, как «Человек-паук: паутина вселенных». Они полностью отказались от супергероики и заставили Майлза разбираться со своими родителями и строить отношения с девушкой. Да, он при этом он человек-паук и ему надо остановить злодея. Но злодей настолько слабый и комичный, что у нас не вызывает вопроса, кто победит. А вот помирится ли Майзл с отцом и поцелуется ли с Гвен – вот она интрига.

Фантастика – это же форма, в которой существуют политизированные «Звездные войны» Джорджа Лукаса, аттракцион «Звездных войн» от Disney, остросоциальные «Рик и Морти», которые в последнем сезоне ушли в обсуждение творческого процесса. Их всех объединяет высокий уровень эскапизма. Да, мы говорим о тех, проблемах, которые нас волнуют, но когда эти проблемы происходят на другой планете, как-то приятней.

https://dzen.ru/notchalamet
Фото аватара

Об авторе so_kir_kin

Победитель международного конкурса фантастики "ВЕЛИКОЕ КОЛЬЦО", призер литературного конкурса МВД России "Доброе слово", номинант на премию "Писатель года", "Наследие", лауреат конкурса «МОСТ В БУДУЩЕЕ–2014», печатаюсь в литературно-художественных журналах, в том числе Петербургском журнале "Мост", "Российская литература", "Дао журнал". Философ с большой дороги.
Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.