Живопись в фантастике

Живопись в фантастике

Живопись – изображение предметов и образов с помощью красок на плоскости. Это направление в искусстве знакомо человечеству со времён палеоантропов. «Начальный уровень» мастерства первобытных художников был примитивен, но выражение их чувств было неподдельным. А в рассказе К. БУЛЫЧЁВА «Красный олень – белый олень» две остро соперничающие ветви палеоантропов выразили своё резкое неприятие друг к другу через разную окраску одинаковых тотемов.

Фантазий на тему новаций в технологии живописи не так уж много, но они есть.

«– Наша работа мало изменилась за  тысячи лет существования живописи. Оптические законы и глаз человека те же. Обострилось восприятие некоторых оттенков, придуманы новые хромкатоптрические краски с внутренними рефлексами в слое, некоторые приёмы гармонизации цветов…» — констатирует художник в романе И. ЕФРЕМОВА «Туманность Андромеды». Вновь изобретённые краски повышают стереоскопичность плоского рисунка в естественном переходе цветов и светов.

А в рассказе Б. КОЗАКА «Голова Медузы» художник готовит краски с добавлением измельчённой венерианской лианы. Этот компонент заставляет человека, созерцающего картину, сопереживать  тем чувствам, что пытался передать автор полотна.

Принято считать, что живопись может запечатлеть лишь один определённый момент. Ощущение развития события во времени достигается здесь особой ритмической организацией изображения, композиционными построениями, динамикой света, характером линий и т. п. В рассказе С. БАКСТА «Плот» великий Леонардо да Винчи, размышлял над этим и нашёл решение проблемы «оживления» живописи, сделав более двадцати чуть различающихся между собою копий лика Джоконды.

Гений расположил их в последовательности естественных движений лица. Быстрое перемещение взгляда от одной картины к другой создавало эффект, знакомый нам по смене кинокадров с определённой скоростью. В. РЫБАКОВ в повести «Дёрни за верёвочку» придумал вариохромику – такое направление в живописи, когда картина меняет содержание своего сюжета при освещении её  в разных частях спектра электромагнитных частот.

Живопись существовала всегда и будет существовать и в будущем. Раньше люди ходили на выставки, в музеи, покупали себе целые коллекции картин. Сейчас любой может посомтреть массу картин дома, просто через интернет. Есть масса сайтов, посвящённых живописи, например, https://swamiart.ru/works/, где можно не только полюбоваться картинами современных художников, на даже купить их картины. Но вернёмся к фантастике.

Живопись в фантастике

Создатели и ценители искусства живописи встречаются и среди гипотетических инопланетян. Некие цебсиане, например, имеют возможность созерцать попавший к ним с Земли подлинник картины Клода Моне «Белые кувшинки». Их собственная живопись тактильная, то есть воспринимается на ощупь и больше напоминает скульптуру (Э. ДЕЛАМОНИКА «Спокойный день в галерее»).

Всё это примеры того, как фантастические персонажи пытаются приблизить живопись к максимально полному восприятию запечатлённой на картине реальности. Здесь высшая цель –  иллюзорное оживление или даже настоящее оживление субъекта.  Фантастическая идея, разработанная ещё Н. ГОГОЛЕМ («Портрет»), Г. УЭЛЛСОМ («Искушение Хэрригея»), А. ТОЛСТЫМ («Граф Калиостро»). И впоследствии фантасты и фантазёры неоднократно обращались и к идее тесного соприкосновения мира реального с мирами нарисованными (ДЖ. ПРИСТЛИ «31 июня», А. ЯКУБЕНКО «Волшебные перья Арарахиса» и другие).

В «итоговом» рассказе Г. ГОРА «Картина» появляется нечто, чему нет названия на Земле. Это частичка необыкновенного искусства, завезённая с Планеты идиллических Пейзажей. Раз уж зашла речь о пейзажах, то уместно вспомнить и хотя бы самые основные жанры живописи и найти характерные их примеры.

Живопись в фантастике

А от жанров логично перейти к некоторым из фантастических живописцев. Здесь обращает на себя внимание коллективное творчество существ, внешне напоминающих земных термитов. Они способны не только изобразить портрет человека, но и придать ему либо одухотворённые, либо карикатурные черты (ДЖ. МАРТИН «Песчаные короли»).

В точности изображают окружающие предметы инопланетные животные, прозванные рейсфедерами. Причина заключается в их манере выписывать изображения «построчно», примерно так, как это делает при распечатке принтер. Если бы рассказ  М. ПУХОВА «Картинная галерея» запоздал этак лет на пяток-другой,  то построчно рисующие представители внеземной фауны, скорее всего, принтерами бы и назывались. Живопись – это не только способ запечатлеть окружающее, но и средство выразить сложный внутренний мир человека и отношение его к непреходящим общечеловеческим ценностям.

Так считают не только все наши искусствоведы, но и аборигены одной из далёких планет в рассказе И. ДЕНИСОВОЙ и С. МАТВЕЕВА «Эхо». Аборигены создали весьма самобытную цивилизацию, отводя живописи едва ли не самое важное место. Они судят о любом человеке по собственноручно нарисованным им картинам. Критерий оценки зависит не столько от способности того или иного человека профессионально изобразить чей-то портрет, сколько от скрытых или явных доминирующих чёрточек характера самого автора изображения. Тестирование живописью на данной планете обязательно для всех и каждого (за этим следят старейшины родов). По результатам тестирования, проводимого в определённую пору зрелости испытуемых людей, их безошибочно делят на морально здоровых и тех, кому суждено стать изгоями.

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.