Ксеноархеология

ксеноархеология пирамиды

«– Странно, — подумал он, – зачем археологу таскать с собой свод программ для бортовой вычислительной машины?»
Э. НОРТОН «Саргассы в космосе».

Ксеноархеология – раздел археологии, занимающийся артефактами прошлого инопланетных цивилизаций.

Истоки этой научной дисциплины прослеживаются в повести Г. ЛАВКРАФТА «Хребты Безумия» (1931). Исследователи обнаруживают следы давнего пребывания инопланетян в подземных полостях Антарктиды.

Артефакты находили и в пределах Солнечной системы в произведениях А. КЛАРКА («Обелиск» — на Луне, следы сразу двух цивилизаций — «Юпитер-5» и др.) Тема раскрыта и у Г. МАРТЫНОВА, правда, апофеоз археологических находок чужого происхождения у него всё же состоялся на Земле. Зато каких! В руки учёных попадают сразу четыре темпоральных устройства, и с их помощью становится возможным контакт с инопланетянами.

Марс, разумеется, не стал исключением в этом ряду. В мире Полудня А. и Б. СТРУГАЦКИХ  здесь и на Фобосеобнаруживаются материальные следы присутствия загадочных и неуловимых Странников.  А в  повести С. ЖЕМАЙТИСА «Багряная планета» во времени-пространственайдена  и местная древняя цивилизация с намерением вновь «проявиться» на своей терраформированной в будущем планете, а пока ставшей непригодной для жизни по вине самих марсиан.

Солнечная система наполняется заброшенными чужими расами кораблями, устанавливается искусственное происхождение многих спутников её внешних планет и колец Сатурна («Стажёры»).        

В романе ДЖ. МАКДЕВИТТА «Двигатели Бога» поведано, что учёные изучают находку на Япете (спутник Сатурна) монумент которому около двадцати тысяч лет.

И даже на далёком Плутоне обнаружена загадочная статуя Неизвестного (А. БЕРДНИК «Кванты или мысль»). Космическая экспансия охватывает всё новые звёздные системы и галактики. Вся Вселенная становится для земного человечества подобием дома-многоэтажки, где соседи самые разные. Осуществляются совместные с инопланетными коллегами археологические проекты  (К. БУЛЫЧЁВ «День рождения Алисы»).

громозека

Количество космических рас и обитаемых миров возрастает настолько, что всё труднее отличать подлинные предметы материальной культуры от умело сработанных подделок. Тем более, что фальсификации такого рода в промышленных масштабах производит всё дееспособное население одной планеты с дурной репутацией (Р. СИЛЬВЕРБЕРГ «Археологические находки»). Причем мастерски подделываются «ископаемые» суррогаты, якобы принадлежащие самым разным инопланетным цивилизациям, расположенным далеко за пределами означенной планеты. Здесь мало совершенствовать Галактическое Право. Экспертам требуются колоссальный опыт и сложная компьютерная техника для распознавания фальсификатов. Но, похоже, совсем не с волнующих находок загадочных артефактов возьмут начало практические внеземные археологические поиски для землян.  Газорезка, сварочный аппарат и набор слесарных электроинструментов — умелое обращение с  ними может потребоваться при высадке исследователей на Луну или на Марс. Речь идёт о том, чтобы разыскать застывшие автоматические станции, очистить их от пыли и заняться их разборкой. Изучение старых железных конструкций, конечно, далеко от подъёма с морского дна гружёных золотом галеонов. Но только на первый взгляд. Технический анализ предыдущих посадочных миссий позволит сэкономить огромные денежные затраты, предотвращая будущие аварии и  конструкторские недочёты.

ксеноархеология - статуя свободы

«— Если вы читали хотя бы одну книгу по ксеноархеологии, вам должно быть известно, что все искусственные объекты внеземного происхождения делятся на две большие группы: архаические и техногенные».
А. ЗОРИЧ «Без пощады».

Универсальный закон о неравномерности развития жизни и разума во Вселенной следует из всего опыта космической фантастики. Миллиарды лет существования астрономических объектов  создают почву для уверенности, что  наша, например, цивилизация младше одних, но старше других цивилизаций. Следовательно, найдутся те братья по разуму, что либо опережают землян в развитии, либо уже прекратили своё существование.

От них остаются зримые или заброшенные следы экспансии и астроинженерии. Поставим вопрос так: смогут ли земляне воспользоваться чужим опытом предшественников с учётом колоссальной разницы уровней развития науки и техники?

Ответ склоняется к отрицательному варианту. Нужны подтверждающие примеры.

На планете Лимбо чудом сохранилась некая установка Предтеч. Авантюристы  не знают её предназначения и управляют её наугад, даже не потрудившись толком зафиксировать последовательность операций (Э. НОРТОН «Саргассы в космосе»).

Космическая станция «Вавилон-5» — место для диалогов цивилизаций примерно одного уровня и, по сути, выполняет функцию информационного центра.

Движущей силой ксеноархеологии становится сильнейшая заинтересованность в реликтах древних цивилизаций, чтобы дать Содружеству шанс преодолеть технологическое отставание землян.

Поэтому, когда к Станции буксируется Гигантский артефакт, сюда прибывают специалисты во главе с доктором Элизабет Трент («Третье пространство», 1998).

Артефакт активирован, но он оказался вратами в пространство, населённое крайне враждебными существами. Мало того, на обитателей станции оказывается неблагоприятное телепатическое воздействие. И — караул! — «выключатель не выключается!»  Нет опыта мгновенной готовности  для преодоления  проблемы  резкого вторжения. Артефакт второпях уничтожается ядерной бомбой.

Проводя параллели близкие к реальности, такие ситуации образно можно сравнить с вызовом к тяжело больному человеку шамана, или в последнем примере — фельдшера.

В романе К. АНДЕРСОНА «Сага Семи Солнц» земляне сталкиваются с высокоразвитой Илдиранской империей, которая передаёт секрет звездного двигателя. А впоследствии два археолога добывают запретные знания, дающие возможность создавать рукотворные  Солнца.  Ну, «высокоразвитая империя» для космической оперы — явление неудивительное и странное, равно как сокрытие возможности повысить уровень в энергетической градации цивилизаций.

Серьёзные попытки подхода к созданию рассматриваемой науки зафиксированы в романе А. ЗОРИЧА «Без пощады». Научная дисциплина начинается с классификации собранного материала.

«К архаическим [объектам внеземного происхождения] ученые относят все те предметы, назначение и процесс изготовления которых понятны или хотя бы кажутся понятными. А к техногенным — различные «вещи в себе».

В пестрой группе техногенных ксенообъектов соседствуют крошечные фитюлечки вроде пресловутых «подкованных блох» с астероида Шрамма и Тяжелое Ожерелье — знаменитый ансамбль из одиннадцати черных дыр в системе Чентанда. В ту же группу попадают всевозможные шарики, «жетоны», «стаканы» и прочая бессмысленная дребедень, которая, однако, по тем или иным причинам не может быть воспроизведена на современном уровне земной технологии. О «жетонах» вскользь упоминают многие книжки из широкоизвестной серии «Загадки Космоса», но, как правило, авторам сказать о них нечего, кроме «материал неизвестен, аномальные физические свойства не выявлены».

Похоже, в Зонах Посещения неведомые космические неряхи несколько поспособствовали развитию земнойксеноархеологии в плане отсрочки участия наших учёных от утомительных и долгих межзвёздных перелётов. А вот в цикле ДЖ. МАКДЕВИТТА «Космоархеологи». Специалистам приходится раз за разом отправляться в дальний путь. И нередко они обнаруживают удручающую картину: лишь огненные разрушения чужих поселений в пустеющей Вселенной.

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.