Четырнадцатая серия «Вавилона-5».
Получив название «Технический нокаут», она проводит, по традиции сериала сразу две сюжетные линии: бойца с Земли, друга Гарибальди и личной трагедии Ивановой, к которой приезжает старый раввин, друг их семьи.
В одной серии мы видим сразу две драмы.
Русский мир
Конец 80-х и 90-е дали миру надежду, что «холодная война» канула в лету. Как пели Scorpions, русский и американец больше не враги. К сожалению, пандемию и недавние военные события показали, что «конец истории» по Фукуяме – утопия и каждая страна, по-прежнему тянет на себя одеяло, вместо того, что объединять силы для решения проблемы. В5 еще транслирует ту самую идею дружбы разных народов и разных рас. Здесь Иванова не только лучший офицер станции, но еще и личный друг командора. В В5 мы не видим и тени иронии над русскими, либо страха перед ними, либо демонизации. Это не какая-то суровая крушащая машина, это Сюзанн Иванова – сложный персонаж, многогранный, который раскрывается по мере развития сериала.
Стражинский сумел в этой серии воплотить все российские чаянья и проблемы. И, несмотря на то что Иванова – этническая еврейка, она больше русская своими мыслями и своими проблемами. Казалось бы, серия пропитана еврейкой эстетикой, но, с другой стороны, в их диалоге на иудейских поминках ее отца, мы видим все исторические перипетии русской культуры в лице Ивановой:
- Бунтарская молодость Ивановой, ее симпатия к неокоммунизму, видимо, несмотря на мнение отца, она была коммунистом до встречи с лидером этого движения
- Столкновение Ивановой с равнодушием глашатаев неокоммунизма к своим же поклонников, стремление клеймить по классовой принадлежности
- Трагизм российской истории в короткой перебранке ее отца и лидера неокоммунистов, связанный с «еврейским вопросом», неоднократно сплывавшим в российской политике.
А еще мы видим, что несмотря на еврейские традиции русская культура сопровождает каждого иудея из России, особенно видно это по самовару, который раввин передает Ивановой, как последний подарок отца, как вещь, которая передается по наследству.
По сути, Иванова как и все прочие герои, не имеет какой-то ярко выраженной этнической принадлежности. Это люди – новой эры, люди космоса.
Драма вокруг примирения Ивановой с умершим отцом соседствует с другой эмоционально окрашенной линией.
Кровавый спорт на Вавилоне
Здесь тоже видно, что сериал из 90-х. Тогда еще ММА только зарождались и аллегория смертельных схваток ассоциировалось с пестротой восточных единоборств. Уолкер Смит – некогда легендарный боксер с Земли ищет признания на кровавых боях пришельцев (которые очень напоминают турниры по какому-нибудь карате).
Еще на Земле, его подставили, чтобы лишить титула, подделав его допинг-контроль.
Теперь он решает провести турнир по мута-бай – поединки с минимальными ограничениями. Его не принимают, его и здесь пытаются ликвидировать во время боя, но Смит добивается своего.
Ему не легко дается признание, но ничья с чемпионом из пришельцев открывает двери землянам в этот кровавый спорт.
Что стоит отметит:
- стилевое разнообразие, если Смит заявлен как боксер, то он и, хотя бы пытается изобразить такой «грязный бокс»
- драма непризнанного чемпиона
- дружбу между расами, так как ему помогает бывший боец этого инопланетного вида
Интересное сюжетное решение, так как две сюжетные линии абсолютно не соотносимы. В них столько разного, но они так помогают эмоционально разгрузить друг друга.
Лиричность и драматизм, который, наверное, поймет только именно живущий в России, соседствует с яростным накалом подготовки к боям.