Как Китай пришел к научной фантастике

Как Китай пришел к научной фантастике

Продолжаем тему Китая. 

И, хотя, успехи Китая в борьбе за мировую гегемонию преувеличиваются, нельзя не признать, эта «темная лошадка» продемонстрировала, что никогда не поздно развернуться на 360 градусов, и исправить свои ошибки.

Китай сильно потрепало в годы Культурной революции и деяний Мао. К счастью, китайцы, при всей азиатской особенности обожествлять своих деятелей, оставили позади маркизм, что касается экономики. 

Что касается идеологии, то здесь тоже было не так все просто. Ныне известная туристическая Мекка, в виде центров ушу и Шаолиня, в Китае были под запретом, но и здесь китайцы быстро осознали свою ошибку. 

Тоже самое было и с научной фантастикой, которая не очень приживалась, в тогдашнем обществе. 

Кто придумал НФ и почему при коммунизме фантастам так тяжело

Нужно сказать, что в социалистических странах с научной фантастикой было всегда не все благополучно. Из-за того, что жанр apriori предназначенный для свободомыслящих, он был под пристальным вниманием цензуры. На Западе с этим было проще, особенно в США, где ты смело мог прожить на публикации своих рассказов в огромном количестве издательств и журналов. 

Плюс ко всему, НФ, сугубо западное творение, даже больше скажем, английская и французская особенность культуры. Она тесно связана с научным и промышленным прогрессом. Поэтому и НФ может развиваться только в том обществе, где развивались наука и промышленность.

Вестернизация как залог зарождения НФ

Следующим важным шагом для развития НФ должна быть вестернизация. Не может НФ развиваться на почве традиционных ближневосточных или африканских культур. Должно быть влияние западного мира, так как жанр пришел оттуда (для Китая такая вестернизация началась в начале 20-го столетия, а продолжалась под влиянием СССР, который, при всех нюансах, все же европейская страна).

Как только Китай вступает в период вестернизации, в нем появляются первые переводы творений научных фантастов.

Впервые Поднебесная познакомилась с этим жанром в эпоху династии Цин. Тогдашние сторонники вестернизации, такие как Лян Цичао и Кан Ювэй, активно транслировали европейские и американские культурные ценности. 

Династия Цин приказала долго жить. В 1911 году страна начала меняться. 

Как выживали фантасты в эпоху марксизма

Впервые официальные переводы фантастики, да и вообще любые оригинальные произведения, включая китайские, появляется в альманахе «Лес рассказов» (Пиньинь).

В нем даже публикуется социальная сатира – «Записки о кошачьем городе» Лао Шэ.

После гражданской войны китайская полностью подражает фантастике советской, которая тоже не лишена подражательной манеры, относительно фантастики американской и английской (А. Беляев и В. Замятин – наследники английской литературной традиции).

Понятно, что писать о чем-то, кроме «светлого будущего» под эгидой марксизма, что-то внятное в фантастике и нашей и китайской появлялось, конечно, но в редком количестве. 

Но во времена Культурной революции НФ исчезает в Китае. Официальное возрождение НФ в Китае начинается в 1978 году, а в следующем году уже начинают публиковать переводы и оригинальные работы. 

Во время репрессий гонения начались на «отца НФ в Китае» Жень Веньгуан, который смог вернуться к своему любимому жанру только ближе к 80-м.

Считается, что Китай так поздно пришел к НФ из-за неодобрения коммунистической партии этого жанра. В целом, это и верно. Но многое изменилось, когда китайские власти обратили внимание на крупные корпорации, видные ученые в которых, зачастую были заядлыми поклонниками этого жанра.

Каждый ученый и инженер должен быть, немного мечтателем. Меня всегда поражало, когда я беседовал с некоторыми учеными, почему не все могут задаться вопросом «а что, если». Тут должна быть мера, конечно, а то мы получим вторых Фоменко и иже с ним.

В 2007 году прославленный фантаст Нил Гейман был в Китае. Это было первое, официальное одобренное мероприятие в Китае, посвященное НФ. Считается, что тогда развитие НФ в Китае сдвинулось с мертвой точки, хотя формально как жанр, НФ стала разрешена раньше, о чем я и писал выше.

Радужные перспективы НФ

Считайте, что благодаря китайцам, у литературной НФ появился второй шанс. У китайцев богатая литературная традиция, помноженная на гигантские темпы технологического развития, она задаст еще жару в мировом движении НФ.

Фото аватара

Об авторе so_kir_kin

Победитель международного конкурса фантастики "ВЕЛИКОЕ КОЛЬЦО", призер литературного конкурса МВД России "Доброе слово", номинант на премию "Писатель года", "Наследие", лауреат конкурса «МОСТ В БУДУЩЕЕ–2014», печатаюсь в литературно-художественных журналах, в том числе Петербургском журнале "Мост", "Российская литература", "Дао журнал". Философ с большой дороги.
Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.