Неоднократно Стражински поднимает вопрос культа личности. Главные герои ходят по краю, чтобы не оказаться в роли мессии. Такое было в Шериданом, с Г’Каром. Несмотря на все усилия, все же, своего рода, идолами при жизни, они стали, не для всех правда.
Стражински достаточно четко описал свои взгляды: пацифизм, демократия, гласность, критика культа личности и диктатуры.
Г’Кар пытается донести своих соплеменникам, что не нужны императоры и его обожествление. Но, часто борцы с культом личности, поневоле сами становятся, своего рода, полусвятыми. Г’Кар отказывается от власти, но становится властителем дум. Внешне развитая, но еще дремучая, по духу, цивилизация Нарн сильно разниться с образом самого Г’Кара, интеллигентного и скромного.
Никто не хочет слышать его слова. Доходит до того, что его, собственноручно написанная книга, ставится выше его самого. Отчасти, в этом, проблема Нарн, да и не только их. Слишком много сакральности и нежелания критически воспринимать увиденное, услышанное.
Соплеменники не соглашаются с Г’Каром, цитируя, написанную им же книгу. На что Г’Кар говорит, что писал он эти строки, а пока начинал свою книгу, сам он менялся и то, что написано в начале, может измениться в конце.
К сожалению, мы видим, что у Г’Кара ничего не вышло, при жизни он стал святым, а его личный дневник — священным писанием. Он вынужден был улететь, только чтобы не усиливать сакральности, не впасть в прелесть как говорят христиане.
Шеридан же так же избегает мессианства, хотя некоторые и начинают его почитать как святого, после возвращения с Захадума.
Проблема здесь в том, что в мире «Вавилона-5» еще сильна религия и всякие догмы. Вроде бы развитые цивилизации, столько миром и все те же пресловутые разговоры о боге и о загробном мире.
С другой стороне, религиозные аспекты играют колоритную роль в некоторых сериях, как например, в серии про «День мертвых».
Г’Кар и Шеридан не единственные персонажи, которым приходится бороться с собственным возвеличиванием в глазах суеверных обывателей.
Помните Байрона?
Этого хипповатого телепата с фамилией поэта. Этого не избежать, но он пришел к тому, отчего бежал. Байрон — стал не просто лидером, он стал культовой фигурой, за которую готовы были умереть, но хуже всего то, что за нее готовы были убивать, а вот это уже самое страшное.
Другая проблема культа личности в том, что тебя могут и убить. Г’Кар, едва не стал жертвой убийства, Байрону пришлось вступать в перестрелку со своими, Шеридан стал слишком популярной и заметной фигурой.
Мы видим здесь только второй вариант культа личности, когда признание получают, действительно, за заслуги, но, дальше сама личность уже не может управлять своей популярностью. В «Вавилоне-5» нету открытого культа личности в духе Гитлера или Сталина, здесь, скорее, культ личности, в духе Леннона, когда любовь к тебе искренняя и заслуженная, а не заработанная насилием, но она же тебя и твои мылси, в итоге, пожирает.