«Железобетон» — своеобразное аниме от студии Studio 4°C, снятое по манге Тайё Мацумото. Следует учитывать, что аниме снималось под руководством американца Майкла Ариаса.
В 2006 году «Железобетон» стал лучшим фильмом по версии кинопремии Mainichi Film Awards, а в 2008 он победил в номинациях «лучшая режиссура» и «лучший оригинальный сюжет».
Сказать, что «Железобетон» имеет какой-то закрученный сюжет нельзя. Скорее, это такая куросавовская манера съёмок, что-то на стыке артхауса и попсы. Мы видим альтернативную реальность, некую антиутопию в городе, под названием «Город сокровищ», в котором живут и главенствуют несовершеннолетние хулиганы друзья-сироты Белый и Чёрный.
Дом для них – весь город, но ночуют они в старой машине, промышляя карманными кражами, впутываясь в драки. И всё бы ничего, пока в город не возвращается бандит, по имени Крыса. Его босс хочет снести старый микрорайон, чтобы расположить в нём центр развлечений.
«Железобетон» снят в нетрадиционной для Японии манере, более того, на первый взгляд, анимация фильма отталкивает, но когда дело доходит до прыжков и полётов, ты, буквально, начинаешь летать вместе с персонажами. Художники сделали невозможное, даже на обычном экране ты ощущаешь присутствие полёта.
Мне даже стало досадно, что «Железобетон» не выходил на больших экранах в России.
Город как обречённость
Меня всегда удивляло, я об этом часто говорю, откуда в японской анимации столько обречённости и проблем жестокости. Япония, одна из самых безопасных стран в криминальном плане. При этом стоит отметить бытовое неравенство и насилие в школах со стороны учеников. Возможно, это как-то влияет на некоторые аспекты анимации. Но «Железобетон» о другом, он даже не только о Японии, может даже не столько о Японии. Это аниме об удушливости и безразличии. При этом даже в самой жестокой среде возможно что-то человеческое. Мы видим неоднозначность в характерах главных героев.
Город одновременно сказочное место с удивительной архитектурой, чего только стоят башенные часы с механическим Ганешу. Вместе с тем, это улочки, разбитые кварталы, казино, деньги, которые утопают в серости асфальта и бетона. Среди городских улиц можно также легко запутаться, как среди морочащих голову казино и прочих азартных заведений.
Нельзя ни о ком сказать, как о только плохом человеке или как о хорошем.
Тот же Крыса, несмотря на целеустремлённость и даже беспринципность, выглядит немного уставшим. Он твердит, что нужно хоть кого-то любить в жизни, адресуя это Кимуре, своему самому сильному и жестокому помощнику.
Возможно, что Крысе уже давно не по душе, чем он занимается, а может наоборот, но выглядит он, в начале картины, каким-то даже положительным. Он часто спокойно бубнит что-то, видно что даже насилие пресытилось ему, а может он и не был никогда поклонником насилия.
Черный и Белый тоже странные персонажи. Чёрный – драчун, теряющий контроль во время драки. Они ничего не боится, он тащится от драк и крови. Но он испытывает братскую привязанность к Белому, которого постоянно защищает и оберегает. Чёрный не такой уж плохой, но в нём словно борются два начала.
Мир, в котором всё неоднозначно
«Железобетон» не даёт готовых ответов и лёгких сюжетов. Тот же Белый, порой кажется двенадцатилетним идиотом с сопливым носом, но он есть сама непосредственность, он добр, он не умеет лукавить, кривить душой и, чтобы он не делал, всё происходит с искренностью.
Белый – настоящий по всём. Возможно это такое олицетворение китайского вечного младенца или младенца-мудреца, а-ля Лао-Цзы или Чжуан-Цзы.
У меня складывается такое впечатление, что несмотря на фантастические способности детей в городе преодолевать огромные расстояния и прыгать по зданиям как ниндзя из кино, даже на них лежит печать усталости, печать того самого железобетона, которым оплетён город.
Мафия, малолетняя шпана, — всё в городе вызывает антипатию, в тот же момент, во всём ты видишь и, что-то человеческое.
«Железобетон» — постмодернисткая картина. Сложно сказать, что именно тебе не нравится и, что нравится в аниме. Анимация не выглядит привлекательной, но картина, в целом, заставляет ощущать то, что происходит на экране.
В картине нет конкретных имён, вернее не у всех персонажей. В большинстве своём, мы имеем дело с прозвищами или чем-то, в духе индейский имён. Например, в аниме есть близнецы Братец Рассвет и Братец Закат, Белый и Чёрный, Крыса и пр. иногда складывается впечатление, что конкретные имена с фамилиями и прочим только бы испортили всё впечатление. Я тоже раньше использовал такой художественный приём, который почерпнул у Г. Уэллса, не называть именами, а обозначать род занятий. Помните его «Машину времени»? если нет, перечитайте, это того стоит.
Что интересно, в сюжете есть некая доля мистицизма, возьмём тоже альтер-эго Чёрного, в виде минотавра. Кстати, в картине часто присутствуют отсылки к шумерским и античным сюжетам: минотавр, Вавилон и прочее.
Почему «Железобетон» привлёк моё внимание?
Во-первых, подкупили отзывы как о самом необычном аниме, которое приходилось видеть.
Во-вторых, просматривая картину, ты, правда, погружается в её динамику, в эти полёты, прыжки, ты прямо летаешь вместе с персонажами.
В-третьих, сюжет носит такой «потоковый» характер, к нему надо привыкнуть.
В-четвёртых, в «Железобетоне» нет шаблонных рисунков и шаблонных анимешных приёмов. Можно сказать, «Железобетон» — разрывает стереотип жанра аниме.
«Железобетон» — необычная картина, заслуживающая внимания, необычная во всех отношениях, так что я рекомендовал бы её посмотреть.