Великие «комбинаторы» советского кино

Великие комбинаторы советского кино

Всё началось с этого небольшого экспериментального ролика. Я посмотрел на год создания и ахнул…  Это был тяжелейший для страны 1946 год! Страна в руинах, а сколько надежды, сколько творческих исканий. Учитывая, что никаких зелёных экранов и компьютерной графики не было, это просто прорыв в технологиях советского, да может и мирового кино.

Советские спецэффекты. Яблочко. Русский терминатор (1946)

 

Кто творил эти, поистине, уникальные вещи? Расскажет следующий фильм. Конечно же, во многом, мы уступали и уступаем западным аналогам в плане графики и спецэффектов, но так было не всегда, более того, мы даже вдохновляли зарубежных коллег.

Великие комбинатры кино

Ну и, напоследок, подборка космических сюжетов из советского фантастического кино.

Спецэффекты по-русски

Планета бурь

Как продолжение темы стоит остановится на легендарном фильме «Планета бурь», ставшем революционной вехой не только в советском кино, но и во всём мировом кинематографе. Это был шедевр, который до сих пор смотрится реалистично, намного реалистичней, чем многие фантастические фильмы более поздних лет.

Дело дошло до того, что одна из американских киностудий, специализирующаяся на фильмах ужасов «American-International» под руководством Роджера Кормана, перемонтировала фильм, изъяв ряд эпизодов и добавив свои. После такой трансформации фильма, киностудия выпустила картину на американские телеэкраны в 1965 году, под названием «Путешествие на доисторическую планету». Никаких упоминаний о том, что фильм был снят в Советском Союзе, предприимчивая киностудия делать не стала, более того, из титров были убраны русские имена и заменены на англоязычные. Например, вместо Георгия Жженова, в фильме появилась фамилия некоего Курта Бодена, Геннадию Вернову пришлось уступить своё место в титрах Роберту Рэтбоуну, а вместо советского космонавта-женщины появились имя и фамилия Кюнны Игнатовой.

Но на этом подобный трагифарс не закончился, так как в США была выпущена ещё одна перемонтированная версия фильма, но теперь с названием «Путешествие на планету доисторических женщин». На этот раз были удалены ещё некоторые эпизоды, а на их место добавили племя полуголых амазонок. Режиссёром этой полуэротической версии стал Питер Богданович, взявший себе псевдоним Дерек Томас.

Фильм снят по одноименной повести А. Казанцева, известного советского писателя и популяризатора идеи палеоконтакта, о котором мы поговорим немного позже.

Собственно, сюжет фильма совершенно не оригинален для эпохи космического оптимизма, веры в то, что скоро советское общество будет жить при «коммунизме». Казалось, что после сталинских времен новая эпоха подарит небывалые свободы для советского человека, отчасти, так это и было. А ведь какие это были времена! Первый спутник в космосе, первые животные в космосе, первый человек в космосе! Это сейчас для нас запуски ракет и фотографии с орбит, это что-то специфическое, интересующее, разве что поклонников астрономии и космонавтики, а тогда, это было сродни приручения огня древним человеком, первого полета. Это было что-то уникальное, отрадно. Что подобный прорыв был осуществлен в нашей культуре, при том в ещё измученной войной стране. Действительно – парадоксально, казалось бы авторитарное общество, а какая вера в будущее. В фильме, конечно же, не избежали и небольшого идеологического момента, но, правда, он касался пропаганды идей гуманизма больше, чем коммунистических манифестов. По сюжету между американским и советским космонавтом возникает спор по поводу того, станут ли спасать их коллеги. Американец утверждает, что нет, ибо человеческая природа эгоистична и труслива, советский же космонавт, естественно, утверждал обратное. К тому же, его американский коллега утверждал, что в космосе нужны роботы, подобные тому, которого используют они, а не человек. На которого нельзя надеется.

Но все меняется, когда огромный робот, много раз помогавший космонавтам, решает сбросить и в лаву, так как, согласно программе, он не может допустить разрушения себя, как наиболее ценного функционального аппарата на корабле. Первым, кто попадается под руку стального гиганта, оказывается американец, которого робот и пытается сбросить в лаву, но на счастье космонавтам, им на выручку приходят их коллеги.

Фильм смотрится динамично. Я должен сказать, намного динамичней, чем поздние аналоги 70-х, в которых отличная игра актёров, глубокий смысл, но мало авантюры, да и спецэффекты куда более, примитивней.

В конце космонавты рассуждают о возможном посещении Земли пришельцами с других планет. И здесь во весь рост появились первые мысли в области палеоконтакта писателя Казанцева. Надо признать, многие из нас, кто любил фантастику в юности и детстве, придерживались этого, но факты упрямы и этого не подтверждают. Хотя в СССР идеи палеоконтакта были настолько популярны, что этому даже посвящались целые научно-популярные фильмы, анимационные картины и книги.

Чтобы разобраться в вопросах палеоконтакта, давайте послушаем, что об этом говорят учёные.

Палеоконтакт. Древние инопланетяне. Мифы об эволюции человека.

Фото аватара

Об авторе so_kir_kin

Победитель международного конкурса фантастики "ВЕЛИКОЕ КОЛЬЦО", призер литературного конкурса МВД России "Доброе слово", номинант на премию "Писатель года", "Наследие", лауреат конкурса «МОСТ В БУДУЩЕЕ–2014», печатаюсь в литературно-художественных журналах, в том числе Петербургском журнале "Мост", "Российская литература", "Дао журнал". Философ с большой дороги.
Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.