Фантастика — дверь в будущее

Фантастика поражает своей точностью в прогнозах, именно в прогнозах, не догадках или мистических предсказаниях, но как это получается понятно не каждому.

Многим читателям тяжело выйти за установленные рамки, ведь нас с детства отучают мечтать, отучают быть дерзкими, ироничными. Но, если с вами так и не удалось справиться, считайте вы стали настоящей индивидуальностью. Именно такими, немного дерзкими, немного мечтательными, а где-то и саркастическими были и являются фантасты, при том фантасты серьёзных жанров, поднимающих проблемы, о которых принято умалчивать.

кибер

Что интересно, прогнозы фантастов не ограничиваются только техническими достижениями, в их вирусных идеях хороводят образы социальных тем, которые воплощают идеи об идеологическом контроле, обществе – паноптикуме, в стиле Фуко, или обществе контроля Делёза, новых видах наказаний, без физического принуждения – «Увидеть невидимку», коррекция личности.

И так, начнём…

Ф. Бэкон – английский философ и математик, автор труда «Новая Атлантида». Это не просто утопия, в которой показаны технологии и социальное устройство, обогнавшие свою эпоху на много столетий вперёд, это целый научно-социальный проект.

Многие учебные заведения появились уже после того, как вышел этот труд английского мыслителя, однако, его академграды и наукограды описаны как многие современные европейские и американские ВУЗы.

В своей Атлантиде Бэкон изобразил новое устройство научного сообщества, тип общества, в котором природа преобразовывается под воздействием человеческой мысли.

К. Циолковский – гений мирового ракетостроения и отец-основатель космической философии. По воле случая, легендарный философ и учёный рано потерял слух, но это не сломило его волю к жизни и познанию. Кроме своих научных и философских трудов, в литературном кругу он известен своим рассказом «На луне», в котором описал попадание людей на земной спутник, при этом довольно точно указал физические ощущения и наличие слабой гравитации.

Жюль Верн – французский писатель и мыслитель, провидец, чьи прогнозы и теории воплотились и стали привычными для нас вещами. К сожалению, Верна недооценивают. Относя его к сугубо «технологическим» фантастам, чьи произведения популярны лишь в подростковой среде.

С одной стороны, критики правы и, если сравнить Жюля Верна с тем же Уэллсом или более поздними фантастами, то в литературном плане и в остроте социальных проблем, он им уступаем, а возможно и нет…

«20 000 лье под водой», «Таинственный остров» — романы, в которых воплотились образы современных субмарин, аквалангов, но при этом там показана главная миссия капитана Немо — революционная борьба. Он – революционер и революционер не только в науке, но и в социальном плане, он — бунтарь, а бунтари никогда не уживаются с привычным миром, их участь – смерть, красивая смерть.

«С Земли на Луну» — роман, сочетавший в себе не только смелые попытки понять, что ждёт человека на спутнике нашей планеты, но и произведение, сочетающее в себе некий юмор и даже гротеск. Чего стоят только первые строки, в которых описывается персонаж, пытающийся развести руками в разговоре, но забыв, что их ему оторвало той самой пушкой, которая и станет средством достичь луны.

Видеосвязь, электрический стул, телевидение, баллистические субмарины, — все это можно увидеть в трудах Жюля Верна.

«Робур-завоеватель» — роман, в котором не только показаны прообразы будущих вертолетов, но и образы будущих диктаторских моралей начала 20 столетия, суть которых в господстве с помощью мощи военно-промышленного комплекса, господства в воздушной среде.

Джон Джекоб Астор – миллионер и автор романа «Путешествия в другие миры», ставший жертвой катастрофы столетия – гибели «Титаника», описал путешествие на Сатурн. Но кроме невероятного полета на эту далекую планету, он изобразил образы магнитной железной дороги, электромобиля, внедрения контроля за дорожным движением, в частности, за потоком автомобилей,  климат-контроля.

А. Беляев – фантаст-романтик, поднимавший острые социальные вопросы равноправия и унижения изобразил, все ещё фантастичные образы, препарата для облегчения веса тела «Ариэль», аппарата за контролем мыслей «Властелин мира», но и уже воплотившиеся, хоть и частично в наше время.

«Голова профессора Доуэля» — казалось бы, насколько фантастичен сюжет, но…

В 2017 году намечается проведение операции по пересадке головы российского программиста Валерия Спиридонова, который будет прооперирован итальянским хирургом Сержио Конаверо и его китайским коллегой Рен Сябпином.

голова

«Звезда К.Э.Ц.» — сюжет происходит на орбитальной станции и рассказывает он о новой космической эре в жизни людей, где полёты в космос и жизнь на орбите уже не является неким чудом, а стала нормой жизни просвещенного общества.

«Бросок в ничто» — роман о авантюрном и рискованном путешествии на Венеру. Несмотря на то, что образы планеты были показаны не в соответствии с реальным положением вещей, ценным в произведении является насмешка над консерватизмом кругов, пытающихся сохранить прежние ценности и социальное разделение. Это некий «пир во время чумы», бегство от перемен, с попыткой спрятаться от мира в башне из «слоновой кости».

«Человек, потерявший лицо» — история о популярном комике, родившимся уродом, но который страстно хочет приобрести нормальную внешность. В романе показаны различные способы пластической хирургии, а также «пластики» терапевтической, посредством специальных препаратов. Вызвав бурю непонимания, после улучшения внешнего вида, главный герой решает дать понять своим критикам, что такое жить с уродливой внешностью. Для этого он подсыпает различные препараты, выкрав их у врача, помогавшего ему изменить внешность. При этом интересен момент с изменением цвета кожи у одного из богачей, который становится чернокожим.

«Человек-амфибия» — роман о человеке будущего, который вынужден жить в привычном человеческом мире. О честном, искреннем юноше, чья доброта и широта души разбиваются о гранит обмана и меркантилизма. Пока что подобные операции невозможны, однако, кожа или органы других млекопитающих пересаживаются человеку и уже достаточно давно.

амфи

Жемчужина мировой фантастики – Герберт Уэллс. Этот автор полностью соответствует своей фамилии (в переводе с англ. Уэллс означает колодец), так как является колодцем образов и идей, которыми пользуются режиссёры и писатели.

Многие изобретения, показанные Уэллсом всё ещё не воплощены в жизнь, например, машина времени, ускоритель движения, средство для невидимости, металл, весящий легче воздуха, но всё это блекнет перед точными и удивительно точно описанными изобретениями, которыми мы пользуемся и уже многие десятилетия. При том, прогнозы Уэллса были очень точны, он предсказал появление первой АЭС в России, почти дата в дату. Стоит вспомнить танки, показанные в романе «Война миров». Кроме технической стороны этот роман отличается точностью изображения образов будущей нацисткой угрозы, а также бессилия перед ней самонадеянного европейского мира.

Уэллс

Великий фантаст предсказал появление автобусов, эскалаторов, автоответчиков, автоматических дверей, машинок для стрижки, электрических кухонных приборов, питательных инъекций в кровь, авиалайнеров, прогулочных летательных аппаратов, средств для стимуляции роста, лазерного оружия.

А. Толстой и его «Гипербалойд инженера Гарина» стал некой альтернативой уэллсовским лучам у марсианских пришельцев. Но, в отличие от оружий инопланетных захватчиков, «отечественный лазер» показан портативным, с помощью которого можно поражать цель, меняя своё местоположение, оставаясь не увиденным противником.

А. Днепров «Крабы идут по острову» и С. Лем «Гибель Кондора» показали возможность механизмов к самопроизводству и самоусовершенствованию, а также новую веху в развитии науки – неживую эволюцию.

Хьюго Гернсбек  в своём произведении «Ральф 124С41+» описал массовое использование и разработки в области климатологии, коммуникации и автоматизации. Среди таких изобретений, показанных автором следует отметить радар, диктофон, скейтборд с двигателем и многое другое.

Карел Чапек и Айзек Азимов  не нуждаются в представлении. И если первый автор предсказал появление человекоподобных роботов, то второй показал, как могут использоваться эти творения человеческой мысли. Сейчас ведутся разговоры о тех самых трёх законах робототехники, о которых писал американский фантаст, а атомные часы из его романа «Мул» стали обиходным явлением во всём мире.

Роберт Ханлайн иллюстрировал свои романы идеями воздушной сушилки для рук, вездехода, автопилотов, мобильных телефонов, космического туризма. А его водяная кровать появится уже спустя сем лет, после выхода романа «Чужак в чужой стране».

Принято считать, что Р. Брэдбери не является «научным» фантастом, в традиционном смысле этого слова, однако его рассказ «Будет ласковый дождь» показывает прототип полностью автоматизированного дома, а «Вельд» прямо указывает на комнату с эффектом 7D. А вспомним круглосуточные банкоматы, наушники и плеер-ракушку.

Яркой звездой «предсказаний» является Артур Кларк, описавший в своих произведениях динамику развития искусственного интеллекта в своих «Одиссеях», в одной из своих статей он писал о возможности использования геостационарных орбит для спутниковой связи, но тогда его подняли на смех, а сегодня никто не представляет свою жизнь без спутниковой связи.

Вспомним его всемирную связь, компьютерные игры, атомную автоматику, высадку на Луне, клонирование человека, запуск космического зонда «Кассини», запуск марсохода и многие другие.

одиссея

Отдельно хотелось бы рассказать о японском мультсериале – «Кибервиток». На первый взгляд, это, немного детская и пафосная фантастическая история, но, если присмотреться к ней, то можно увидеть полноценный прогноз синтеза виртуальной реальности с повседневной жизнью. Суть истории заключается в наличии дополнительной виртуальной реальности, в которой есть свои существа, свои преступления, и видима которая через специальные очки – компьютеры. Этого мира вроде как и нет, но вся жизнь людей сходится вокруг этой невидимой оси. В подтверждение таких вот образов стоит отметить приложение на некоторых смартфонах и айфонах, способное показывать какие здания находятся на улице, какие на ней есть рестораны, кафе, административные здания. Это словно наслоение одной реальности на другой, реальности, которая существует только в специальных устройствах.

город

Список можно продолжать и продолжать. Вряд ли даже маленькую толику возможно уместить в одну статью, так как прогнозы на столько обширны и точны, что требуют тщательного анализа и целой научной работы. В этом вопросе совмещается и психология, и наука, и философия, в фантастике совмещаются все грани человеческой природы, человеческой мысли.

Фото аватара

Об авторе so_kir_kin

Победитель международного конкурса фантастики "ВЕЛИКОЕ КОЛЬЦО", призер литературного конкурса МВД России "Доброе слово", номинант на премию "Писатель года", "Наследие", лауреат конкурса «МОСТ В БУДУЩЕЕ–2014», печатаюсь в литературно-художественных журналах, в том числе Петербургском журнале "Мост", "Российская литература", "Дао журнал". Философ с большой дороги.
Закладка Постоянная ссылка.

2 комментария

  1. «Гипербалойд». Ув. автор, вам в пятый класс не перейти!

    • Ничего, Брэдбери тоже не перешел, Бунина из гимназии выгнали, а Толстой несколько раз вступительные экзамены провалил, так что у нас интересная компания выйдет — второгодников

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.