Виртуальность в фантастике

Виртуальность в фантастике

Слово «виртуальный» происходит от латинской основы «virtuos» – возможный. В виртуальных мирах возможны самые разные и неожиданные странности и дисторсии. Следовательно, человеку, оказавшемуся в этой разновидности воображаемых миров, необходимо настраивать себя на встречу с такой формацией, которая при всей её удивительности не показалась бы ему неприемлемой разумом, не угнетала своей крайней противоестественностью. А это, в свою очередь, означает, что при переходе из привычного мира в один из виртуальных миров, человек «впишется» в новую формацию практически так же, как он вписывался в формацию исходную (вариант – без натуги примет новые, щадящие разум «правила игры»). Как это возможно? С развитием техники появились первые приближения к виртуальной реальности. Средства мультимедиа стали материальным воплощением фантастического рассказа Л. Альдани «Онирофильм».

В киберпространстве человек может перемещаться, обучаться, наслаждаться, бороться с другими индивидами. Картина, кажется, немыслимая до появления компьютеров, но…представимая!

Вряд ли наш прадед и, тем более, пращур, допускавшие возможность попасть в легендарный Китежград, сомневались, что уклад жизни в этом призрачном городе будет разительно отличаться от того, к которому он либо привык в повседневности, либо знаком ему по достоверным историческим сведениям. Модель поведения мигрант мог выработать заранее. Но так происходит не всегда в, казалось бы, простых ситуациях.

В рассказе А. Бестужева-Марлинского «Страшное гадание» персонаж стараниями нечистой силы переживает вполне возможные события собственной судьбы, что ждут его в ближайшем будущем. Ему, не заметившему перехода в виртуальность, необходимо принимать решения, действовать как наяву. Затем чары спадают, и персонаж вновь остаётся перед выбором поступков, взвешиванием последствий каждого своего решения.

Виртуальность — выдумки и техника

Иногда писатель не связывал себя обязательствами хоть каких-то объяснений по поводу того, как его персонаж вдруг соприкоснулся с виртуальностью (А. Бирс «Случай на мосту через Совиный Ручей»). Большинству авторов было важнее раскрыть принцип самой новации, когда её название было ещё не определено, а технические средства для осуществления ещё не были придуманы. Исключение составляла разве что череда ярких сновидений, пережитых персонажами русских первопроходцев фантастики А. Д. Улыбышева, Ф. М. Соллоогуба, Ф. М. Достоевского, Н. Г. Чернышевского.

Забегая вперёд во времени, приведём в качестве примера медитацию, «сотворившую» иллюзорную реальность в романе Ф. Дика «Человек в высоком замке».

Говоря о ранней фантастике, вспомним загадочное поведение персонажа рассказа Г. Уэллса «Замечательный случай с глазами Дэвидсона». Похоже, человек помимо своей воли надел незримую приставку мультимедиа, но он остаётся на виду окружающих его людей, которые в недоумении принимают персонажа за безумца. Соответствующей техники, конечно, во времена Г. Уэллса не было. Но разве это обстоятельство меняет что-либо для любителя фантастики? В более поздних произведениях первоначальное удивление проявлением виртуального мира ослабело, оттого что многое уже не раз прямо или косвенно получало объяснение в устах фантастов.

Предтечи современных компьютеров в фантастике появились тоже достаточно давно. Самый распространённый пример – «корабельный мозг». Идея преобразовать информационную машину в генератор грёз тоже вызревала с опережением реальности и не только в англо-американской фантастике. Подтверждением сказанному стали рассказы А. и С. Абрамовых «Happy end», О. Неффа «Лентяй», где компьютеры, действуя по заданной программе или самостоятельно, моделировали ближайшее будущее для отдельно взятого человека. И не для чьей-то забавы…

Вирутальная реальность уже сейчас является лишь отчасти фантастикой, так как существует множество разработок, позволяющих с помощью виртуальности расширять или оптимизировать возможности. Взять ту же дополненную реальность или средства виртуализации рабочих мест VDI. Существенное увеличение производительности труда тоже может быть следствием внедрения ехнологий виртуальной реальности.

В дилогии С. Гансовского «Побег» – «…И медные трубы», персонаж понёс за что-то странное наказание. В первой части дилогии он оказался сосланным в доисторическое прошлое Земли, на океанское мелководье архейской эры, по которому долго бродил в полном одиночестве. Даже спал в прогретой солнцем воде там, где она была ему по щиколотку! Вторая часть дилогии вроде бы оправдала «милосердие» судей (самих бы их хоть на недельку к трилобитам!). Персонажа перевели из «мокрой» камеры – сместили во времена императрицы Екатерины II, которые (уже определённо) оказались искусно смоделированной виртуальностью.

Это не было путешествием во времени в его «классическом» понимании. Однако весь спектр соответствующих ощущений у персонажа присутствовал. О наркотических или психотропных веществах применительно к соотечественнику в фантастике советского периода не могло быть и речи. Оставалось полагать, что задействованы какие-то дериваты науки. Задним числом они могли быть определены как компьютерная техника плюс какой-то инородный центр, вмонтированный в мозг «воспитуемого».

 Менее шокирующей выглядит версия о перемещении в виртуальные формации «отделённого» человеческого разума. Однако наступали времена киберпанка.

«Фантастике любовь к VR привил У. Гибсон фундаментальной утопией «Нейромант»,- читаем в статье Д. Володихина «Строители личного Эдема». Но не забудем всё-таки предтеч его самого и прочих отцов-основателей киберпанка. Предтеч, чьи персонажи умудрялись обходиться без виртомасок на лице и нейрошунтов в голове. Внекомпьютерную виртуальную реальность можно, например, найти в «Робинзонадах» С. Лема.

А зачем вообще кому-то нужен именно такой вариант киборгизации человека, когда заведомо нарушается его психика? Сильным мира сего, чтобы держать в повиновении недовольное и обделённое благами большинство? Или же, наоборот, эскапистам и всем прочим, отыскавшим способ свести счёты с повседневной реальностью? Самое удивительное, что одно другого не исключает! Есть спрос, будет и предложение, если развитие науки и техники это позволит.

В рассказе Б. Шоу «Выбери себе Вселенную» достаточно встать на особый серебристый диск, чтобы переместиться в виртуальность целиком, без «остатка» в виде коматозного тела. Эту процедуру проходят клиенты корпорации «Изменение реальности», которая обещает попадание именно в тот иллюзорный мир, какой строится в соответствии с требованиями каждого заказчика. Допустим, настанут такие времена, когда «квазителепортация» не вызовет никаких технических сложностей. Как изменится в данном случае лицо земной цивилизации? Есть ли опасения, что она всё-таки деградирует из-за наплыва «мигрантов», отказывающихся решать насущные проблемы в реальности?

В дилогии С. Лукьяненко «Лабиринт отражений» – «Фальшивые зеркала». некогда несовершенная виртуальность, создаваемая компьютерами и мультимедийными приставками, сменяется «глубиной» – гипнотическим воздействием на подсознание. Люди порой «забываются» в глубине, но от реальности им всё равно не уйти. Она жёстко привязана к виртуальности через денежные отношения, пронизывающие обе формации. Это под силу, разве что Неудачнику – разумному существу внеземного происхождения, у которого вне «глубины» есть своя реальность.

Да и что там говорить, компьютер пока стоит не в каждом доме, и для части человечества ситуация в этом плане останется неизменной, особенно при условии возрастания платы за дальнейшие «навороты» компьютеризации. Инсургенты: хакеры и дайверы. стараются «перекроить» виртуальность снаружи и изнутри. Превращение «глубины» в скверное отражение скверной реальности может стать плодом общих усилий. Наконец, люди есть люди; любая игра приедается, а бутафория перестаёт устраивать.

А если человек сумеет эволюционировать в энергетическую форму жизни, то для выхода в пространство коллективного подсознания ему не потребуются никакие кибернетические посредники. Но, возможно, здесь имеется и «окольный путь». Синтетическое пространство – состоящая из наночастиц виртуальность придумана в рассказе У. Глисона «В кои-то веки». Сенсорные ощущения передаются непосредственно в мозг, минуя органы чувств. С другой стороны, для создания виртуальности это самое пространство требуется только «организовать» по заданным параметрам в малом объёме, но не нужно специально воспроизводить, поскольку оно является устойчивой, постоянной, всепроникающей субстанцией, присутствующей везде и одновременно нигде. Преодоление грани между разными видами материи даёт возможность выйти в другие вселенные…

ЛИТЕРАТУРА

  •  Елиссев Г. «Генераторы иллюзий» (статья) // Журнал «Если» 2005 №7
  •  Володихин Д. «Строители личного Эдема» (статья) // Журнал «Если» 2009 №2

КРАТКИЙ ПЕРЕЧЕНЬ ПРОИЗВЕДЕНИЙ О ВИРТУАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ

  • Бурцев В.
  • Васильев В.
  • Гибсон У. «Нейромант»
  • Глисон У. «В кои-то веки» (рассказ). // «Журнал «Если» 2009 №2
  • Житинский А. «Государь всея Сети» (роман)
  • Лукьяненко С. «Лабиринт отражений» (роман)
    «Фальшивые зеркала» (роман)
  • Новак И. «Демосфера» (2006)
  • Панов В.
  • Пелевин В
  • Столяров А. «Мир иной» (роман). // «Журнал «Если» 2009 №2
  • Столяров А «Мелодия мотылька» (рассказ). // «Журнал «Если» 200 №
  • Тырин М.
  • Тюрин А., Щёголев А. Хилл Д. «Мёртв по убытию» (рассказ) // «Журнал «Если» 2009 №2

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.