Строительные материалы и технологии в фантастике

Строительные материалы и технологии в фантастике

Сегодня обратим внимание на строительные материалы и технологии в фантастике. Вспомним классический, но не слишком почитаемый учениками в школьные времена роман Н. Г. ЧЕРНЫШЕВСКОГО «Что делать?» В «Четвёртом сне Веры Павловны» говорилось, в том числе и о гигантских общежитиях будущего. Основными материалами для их строительства должны стать стекло и алюминий. Примерно таким же представлял себе в будущем Москву 2024 года архитектор Буженинов из повести «Голубые города» А. ТОЛСТОГО: «Видите – мост над полгородом, арка, пролёт – три километра… Из воздуха? Нет, нет,- это алюминий»,- и далее,- «Уходя вниз, к пышным садам Москвы-реки, стояли в отдалении друг от друга уступенчатые, в 12 этажей дома из голубоватого цемента и стекла».

Итак, если верить некоторым давним фантазиям, главными стройматериалами уже нашего сегодняшнего дня должны бы стать стекло и алюминий. Но вопреки ожиданиям ими стали благодаря своей дешевизне и широкой доступности кирпич и железобетон. Писателя интересует красота, эстетическое удовольствие, а строителя – срок, отпущенный на работу, и смета. Именно поэтому к предлагаемым в сегодняшней фантастике рецептам новых технологий в строительстве и следует отнестись с большой долей скептицизма. Хотя сегодня на смену тем же кирпичу и железобетону успешно приходят сэндвич-панели, технология, которая вряд ли особо привлекала фантастов, но в наши дни очень популярная и доступная. Сэндвич панели в Ростове как и во многих других городах легко и выгодно можно приобрести у производителя. И хотя сэндвич-панели различных конфигураций и не смогли заменить бетон — он всё же остаётся ещё важным элементом в строительстве — доступность и выгодная цена таких панелей привлекает.

Строительные материалы будущего

«Бетон остался материалом ХХ века и в будущем не применяется». Такой тезис выдвинут в повести В. ГОЛОВАЧЁВА «Отклонение к совершенству». Замену бетону он предложил в других своих произведениях, романах «Особый контроль» и «Чёрный человек». В них высказана мысль, что полимеры и композитные материалы в будущем заменят собой металлы, а здания будут строиться из универсального строительного пластика с памятью формы и цвета.

Повсеместное и даже чрезмерное использование пластика в строительстве популярно и у других авторов, Например, в повести «Ржавый фельдмаршал» К. БУЛЫЧЁВА пластмассами облицованы дороги, тротуары и даже тоннели междугороднего метро. Появится даже новая разновидность бетона – пластобетон (М. и Л. НЕМЧЕНКО «Возвращение с пастбищ»; И. СТАЛЬНОВ «Последний госпитальер»).

С точки зрения здравого смысла с этим трудно согласиться. Во-первых, пластмассы токсичны, а во-вторых, нефть и газ, основное сырьё для их производства, при нынешних темпах потребления уже через какую-нибудь сотню лет исчезнут вовсе, и увлечённое пластиками строительство вернётся к использованию широкодоступных материалов из горных пород с одновременным внедрением нетрадиционных материалов.

Впрочем, и здесь не всё так просто как в некоторых фантастических произведениях, особенно далёких от научного ответвления фантастики. В повести Э. ВЕТЕМАА «Воспоминания Калевипоэга» упоминаются амбары целиком построенным из яиц домашней птицы. Такое полное игнорирование основ сопромата позволял себе владыка преисподней. окружающих.

К САЙМАК («Дети наших детей») предложил возводить города из всех отходов производства и потребления. Мусора, что и говорить, современная цивилизация производит предостаточно, но при всём уважении к автору, для стен нормального дома по причинам практическим и эстетическим предпочтительнее поискать недорогой известняк.

В рассказе Л. АРАБЕСКОВА «Конкурс мистера Гопкинса» стены предполагают возводить из перестроенных структурно радиоволн. Даже при таком фантастическом допущении стоило бы подумать о вредных для организма факторах, связанных с радиоизлучением необыкновенного концентрата.

По сравнению с такими предложениями более реальной, хотя и не менее спорной выглядит идея применения нового строительного материала под названием «раковИн». За считанные часы из него можно выстроить многоэтажное здание.

«Если рассыпать споры коралловой бактерии и полить их питательным раствором, начнётся рост стены, шара, хижины, чего твоей душе угодно. И дом из кораллов растёт в ту сторону, куда его направишь арматурой. И со временем становится всё крепче. Он ведь цельный – ему ни землетрясение не страшно, ни пожар, ни мороз. А главное – ему можно придавать какую угодно форму. С тех пор как коралл появился в строительстве, всё изменилось».

Автору этой технологии К. БУЛЫЧЁВУ она очень нравилась – иначе, зачем он её пропагандировал сразу в нескольких произведениях: «Коралловый замок», «Повесть о контакте», «Остров ржавого лейтенанта» и в процитированной повести «Сто лет тому вперёд». Правильнее было бы сказать: «С тех пор как всё изменилось, коралл появился в строительстве». Похоже, этот стройматериал нестоек к кислотам. В нынешних условиях так и видятсяподкрадывающиеся к стенам криминальные элементы и несовершеннолетние вандалы с бутылками уксуса в руках… Иное дело, если «коралл» — это языковый архетип, за которым кроется нанотехнология. В рассказе В. ОВЧИННИКОВА «Глубинка» в строительстве не требуются ни гвозди, ни цементный раствор, ни сварка, если есть молекулярный уплотнитель.

Векит – ещё один фантастический стройматериал, способный выстоять десятки тысяч лет (Ю. ТУПИЦЫН «Эффект сёрфинга»). Очевидно, автор не принял во внимание  все последствия применения такого материала. Любое здание рано или поздно перестраивается или сносится. Но как разрушить «вечный» материал? Разве что атомной бомбой!

Ускоренные сроки строительства, пожалуй, будут доминирующим требованием. Относительная дешевизна и мобильность конструкций может обеспечиваться применением надувных пластиковых полусфер (С. ДРУГАЛЬ «Язычники»). Более надёжными выглядят здания их вещества кристаллизующегося в ходе строительства (В. ЖЕЛЕЗНИКОВ «В прозрачном доме».) С ЛЕМ в шутку придумал нечто среднее – надувные небоскрёбы-«гмазники» («Звёздные дневники…»).

За несколько минут выстраиваются здания в другом измерении (Н. ОРЕХОВ, Г ШИШКО «Герильеро»). Но здесь необходимо учитывать нежелательные побочные эффекты; такие сроки не даются даром. В рассказе К. БУЛЫЧЁВА «Одна ночь» строители выстроили замок за одну ночь, но к утру почти все они состарились и умерли. В живых остались только те, кто в начале строительства были самыми молодыми.

Строительство будущего обретёт несвойственную ему сегодня масштабность. В романе «За перевалом» В. САВЧЕНКО предложил промышленным способом производить готовые коттеджи (заметим: из дерева, песка, солей и других природных материалов) на домоштамповочных комбинатах. Соответственно и застройка должна вестись целыми поселениями. Именно поселениями, а не городами, о которых речь идёт далее, поскольку коттеджи – это, по сути, малоэтажные здания, рассчитанные на одну или примерно на десяток семей. «Мегаполисы с населением в миллионы и десятки миллионов человек строят на месте старых городов-гигантов. Если такой город не заслуживал превращения в музей-полис, то он тщательно голографировался для истории урбанизма и архитектуры, из него переселяли людей, вывозили всё ценное и подводили гравитационную мину. А потом следовал взрыв! И на месте пережившего себя города возникал провал расчётной глубины и площади со скальным монолитом на дне – идеальной основой для высотного строительства и сооружения подземных этажей мегаполиса» (Ю. ТУПИЦЫН «Эффект сёрфинга»).

Когда-нибудь люди будут застраивать и другие планеты. И то, что будет привезено ими с собой на космических кораблях, а также корпуса самих транспортных средств послужат первыми строительными материалами вне Земли (С. БАКСТЕР «Плот»). Но всё равно каждая из планет обретёт свои особенности. Например, лунные и марсианские поселения будут ограждаться куполами. Идеальным материалом в этом случае может считаться прочный и прозрачный спектролит, упоминаемый братьями Стругацкими в мире Полдня. А высотные здания на далёкой планете Опал можно будет возвести только на воздушной подушке (Ч. ШЕФФИЛД «Летний прилив»).

Несколько слов следует уделить и инопланетным строительным технологиям. На Земле они не всегда уместны. Отпочковывая от себя готовые человеческие жилища, инопланетяне-строители из романа К. САЙМАКА «Пришельцы» чуть было не ввергли в хаос земную экономику. А здания, выстроенные новейшими вибромолекулярными системами, заимствованными у внеземных цивилизаций выглядят сверхсовременно. Но одновременно и до крайности нелепо (Б. ОЛДИСС «Галактики как песчинки»).

А. КАБАНОВ

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.