Некросфера

некросфера

Термин «некросфера» применим к  условиям среды на далёкой планете в романе польского фантаста С. ЛЕМА «Непобедимый», где участники космических экспедиций землян устанавливают, что местные высшие формы жизни на суше и в воздухе кем-то подчистую и с непонятной целью уничтожаются. А у всех вновь прибывших астронавтов, совершивших высадку за пределы своего космического транспорта, наступает полная амнезия, ведущая к гибели.

Виновником оказывается искусственный интеллект местной кибернетической техники. Машинный разум избрал для себя концепцию предельного упрощения форм своего существования как единственно «правильную» и рациональную.

Появление такого, иного, нежели человек, «венца эволюции» прочили и другие фантасты, да только С. ЛЕМ достаточно близко и с большим опережением по срокам предвидения подошёл к идее нанотехнологий. Автоматы с искусственным интеллектом при необходимости собираются или распадаются на очень мелкие, невидимые, «неуязвимые» структурные элементы. Среди нежелательных результатов «второй природы» – творений человеческого разума и человеческих рук –  оказалась гибель природы естественной и изначальной.

В ином понимании некросфера – общая совокупность искусственно созданных вещей. Появление искусственного интеллекта и наделение им машин «приподнимает» их над прочими устройствами и предметами до «венца некросферы». Наделив развивающимся кибернетическим разумом бытовые автоматы, С. ЛЕМ в рассказе «Стиральная трагедия» отвёл человеку роль аутсайдера. Конечно, это была шутка. Стихийные бедствия куда страшнее, чем вымышленная перспектива засилья кибернетического диктатора, возможности которого, если подумать, всё же ограничены многими факторами.

В некросфере иногда прослеживаются изменения, целиком зависящие от трудовой и интеллектуальной деятельности человека. Они касаются качественной структуры вещей с аналогичным служебным назначением. К примеру, первые граммофонные пластинки через какое-то время уступили место пластинкам виниловым. Отличалась не только основа данных изделий, но и способ нанесения звуковых дорожек. Царство звучащих дисков было оттеснено появлением магнитной проволоки, а затем и магнитной ленты. Наконец, были изобретены компакт-диски с лазерно-цифровой системой звукозаписи. Конечно, подобные цепочки имеют к эволюционному процессу в живой природе лишь косвенное, побочное отношение. То же самое можно сказать и по поводу попыток вписать в него искусственный интеллект, если он не становится частью самого человека в результате киборгизации.

Кстати, отказ от пути киборгизации, логически следующий из повести А. и Б. СТРУГАЦКИХ «Далёкая Радуга», а также поиски скрытых резервов организма человека (их же рассказ «Забытый эксперимент») имеют прямое отношение к термину «техническая контрреволюция», без пояснения упомянутому этими же авторами в повести «Волны гасят ветер». В результате некросфера, а не человек исключаются из движущих сил процесса эволюционного развития бытия и сознания.

Саморазвивающаяся некросфера встречается в романе Г. Л. ОЛДИ «Дорога». Чтобы поддержать своё существование, она формирует некий Отросток – Щупальце искажённой реальности. Втянутое туда живое существо стремится выжить, и эта тяга к жизни становится движущей силой самой некросферы.

Впрочем, и сам С. ЛЕМ отмечал в рассказе «Формула  Лимфатера», что целью эволюции всегда становится жизнь. Некросфера в романе «Непобедимый» — это нечто в большей степени похожее на противоположность местной биосфере, которую автоматы, упростившие самих себя до предела, оттеснили в моря и океаны.

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.