Левитация

Левитация

«Разве вы не слышали о левитации?

— Слышал, разумеется, но ведь это же какой-то факирский фокус».

   П. Вежинов «Однажды осенним вечером на шоссе».

 

Левитация –  сверхъестественная способность человека по собственному желанию и без помощи каких-либо технических средств преодолевать силу тяжести, действующую на его собственное тело. Природа левитационных сил, существование которых отрицается скептиками, связана с парапсихологическими способностями человека.

Способность к левитации приписывали Святому Дунстану, ещё ряду малоизвестным историческим личностям, а также Савонаролу, которого якобы видели парящим в паре футов над полом тюремной камеры как раз перед его казнью через сожжение.

Молитвенный экстаз поднимал в воздух Серафима Саровского и Василия Блаженного. Последняя из названных исторических личностей, по свидетельству летописей, неоднократно переносилась через Москву-реку на глазах изумлённых толп.

Многие, говоря о левитации, ссылаются на индийские Веды, где рассматриваемое явление не только преподносится как факт, но и даётся способ его осуществления. Загвоздка якобы заключается в том, что люди забыли сам способ перевода Вед на современный язык, и потому в оригинале технология левитации нечитабельна. А в вольном переводе древнее знание искажается так, что становится бесполезным.

Однако никого отчего-то не смущает пришедшее из древнеиндийских учений  слово «нираламба» –  физическое состояние «без опоры», безопорное движение или висение. Термин определённо соответствует последующему и современному понятию левитации или даже антигравитации, если учесть возможность палеоконтактов.

Самые известные из фантастических левитаторов – это незадачливый персонаж рассказа Г. Уэллса «Правда о Пайкрафте» и главный герой повести  А. Беляева «Ариель». В обоих случаях авторы произведений, не сговариваясь, упоминают о каких-то чудом сохранившихся у индусов древнейших знаниях. В романе А. Амфитеатрова «Жар-цвет» тоже высказано мнение о первом обретении дара левитации среди индусских аскетов. В то же время он противопоставляет полёты с помощью добрых или злых духов.

То, что слова «Веды» и «ведьмы» однокоренные – очевидно. Общеизвестно также, каким способом ведьмы добираются до мест шабашей. В принципе именно они могли бы из поколения в поколения сохранить чистоту и силу ведических знаний, строго соблюдая таинство и преемственность внутри своих закрытых сообществ. Но левитация изначально никогда не связывалась с кознями дьявола, а обуславливалась усилием восторженного экстаза (udwega priti). Процедура, предшествовавшая полёту булгаковской Маргариты на шабаш, похожа на смесь двух разных технологий. С одной стороны, её полёту предшествовало обмазывание чудодейственным кремом, подаренным одним из подручных Воланда. С другой стороны, М. Булгаков много внимания уделил и эмоциональной стороне процесса. Левитация главной героини романа «Мастер и Маргарита» не стала степенным и заурядным полётом. Впрочем, здесь нетрудно перепутать причину и следствие.

Те, кто способен уверенно левитировать, не прочь иногда позабавиться, пугая  обывателей, и без того враждебно настроенных по отношению к ним и ко всем прочим обладателям паранормальных способностей. Озорников принимают за нечисть, летящую на своё тёмное сборище (К. Саймак «Что может быть проще времени?). Времена меняются, и взгляды переменчивы, однако влиятельные мракобесы, ксенофобы и невежды остаются. Суть левитации либо извращается, либо упрямо отрицается.  В рассказе А. Азимова «Вера» профессора, преподавшего в колледже, увольняют оттуда за его правдивое признание в том, что он умеет левитировать. Сухой, как корка чёрствого хлеба, скептицизм не позволил другому учёному признать очевидный факт левитации, произошедший в его присутствии (Д. Билёнкин «Не бывает!»).

 С. Логинов не исключает, что возвращение утраченных ведических знаний может придти с неожиданной стороны. В его рассказе «Икар» людей поднимает в воздух антигравитация. Наблюдая каждый день за действием недоступных им по причине малолетства технических средств, дети, играя, обретают способность к левитации.

А в реальности левитирующие личности даже запечатлены в эти моменты  на фотоснимках, сделанных на экзотических соревнованиях среди йогов. Их рекорды в рассматриваемой области то ли кажутся скромными, то ли расцениваются в качестве ловких фокусов, вследствие чего упорно не признаются официально в научных кругах.

Летающие йоги принимают позу лотоса и в этом положении совершают подскоки и перелёты. В 1986 году в городе Вашингтоне проходило публичное соревнование «летающих йогов», в котором в способности левитировать соревновались около 20 участников. Достигнутые рекорды таковы: высота полета около 60 сантиметров, длина перелета 1,8 метра, и полеты на скорость на дистанции 25 метров с препятствиями увенчались взятием высоты около 20 сантиметров.. Физики утверждают, что секрет «левитации» совсем в другом: любой человек, сидя верхом на стуле, способен совершать подскоки, не отталкиваясь ногами от пола.  Следовательно, для посрамления скептиков  йогу было бы достаточно взлететь метров на десять. Но на это у современных левитантов, видимо, не хватает мощности…

Поставим себя на место человека вдруг обретшего дар левитации. Не каждый готов к такому обороту дел морально. В новелле С. Николаева «Записки ангела» главному герою как раз и не хватило того мощного духа, каким обладают йоги. Он поучаствовал в событиях местечкового масштаба, причём без особого блеска. Требуемые морально-волевые качества проявились у  одного советского лётчика во время второй мировой войны – в совершенно другой обстановке (А. Ломм «Ночной орёл»).

Будет любопытно узнать, что Левитация – это также и название одной из вымышленных стран,  фигурирующей в сатирическом романе Л. Луначарской «Город пробуждается».

 

КРАТКАЯ БИБЛИОГРАФИЯ ФАНТАСТИКИ О ЛЕВИТАЦИИ

АЗИМОВ А. «Вера» (рассказ) // «Миры Айзека Азимова» т.3  // Рига; Изд. «Полярис», 1997

БЕЛЯЕВ А. «Ариель» (роман).

БИЛЁНКИН  Д. «Не бывает» (рассказ). // «Проверка на разумность». 1974 Изд. «Молодая гвардия», 1973 (Серия «Библиотека советской фантастики», том 25).

Другое название «Нонсенс».

БРЭДБЕРИ Р. «Человек в воздухе» (рассказ). // «Антология». // М; Изд. «Молодая гвардия», 1973 (Серия «Библиотека современной фантастики», том 25) с. 42-47.

КРАПИВИН В. «Тополиная рубашка» (повесть). // Журнал «Уральский следопыт»1986 №№ 6-7

ЛОГИНОВ С. «Икар» (рассказ) // журнал «Фантакрим Мега2 1991 №3.

ЛОММ А.  «Ночной орёл» (повесть), 1965

НИКОЛАЕВ С. «Записки ангела» (повесть). // Журнал «Юность»

УЭЛЛС Г. «Правда о Пайкрафте» (рассказ)

ЧАПЕК К. «Человек, который умел летать» (рассказ). // ЧАПЕК К. «Рассказы». // М; Изд. «Правда», 1982 с.338-345.

То же. //  ЧАПЕК К. «Кракатит» (сборник). // Алма-Ата;, 1987 (Научная фантастика) с.281-287

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.