
«- Расположение цветов, окраска и орнамент, несомненно, индийского стиля, — говорил он, низко склоняясь над ковром. — Это замечательно старый и, несомненно, редчайший по красоте экземпляр. Я бы сказал, что он кашемирского происхождения. Персидский узор мельче, однообразнее и не так смел. Ага! Здесь еще имеется что-то вроде марки или нет… Это скорее именной знак… а может быть… Подождите-ка… Какая-то парящая птица, не то орел, не то коршун. Под ним черта с завитушкой… Посох? Жезл? Скипетр?.. Еще ниже буквы… Представьте себе, арабские буквы.
А. КУПРИН «Волшебный ковёр».
Ковер/ковры – один из самых распространённых элементов утепления и украшения жилища. В фантастике как преемнице сказочной литературы чаще всего встречаются, конечно же, ковры-самолёты (К. Булычёв «Козлик Иван Иванович»; К. Сошинская «Фёдор Трофимович и мировая наука»). След тянется на Ближний Восток.
«Глазами халифа Омара I мы видели войска Арабского халифата, отправлявшиеся на битву с византийцами. (Изумительно: у арабов на самом деле были вполне функциональные ковры-самолеты, использовавшие для подъема в воздух и передвижения принцип антигравитации. Они служили целям воздушной разведки. Эти ковры ткал один кустарь-самоучка по имени Афшар. Опасаясь, что тайны ткача попадут в руки сасанидских шпионов, Омар I повелел отрубить Афшару голову. С тех пор секрет ковров-самолетов считается утерянным.)», — такое историческое пояснение дано в цикле В. БАБЕНКО «Игоряша».
По соседству с угасающей Византией расположены некоторые города-государства, где об экзотических средствах воздухоплавания тоже знают и не понаслышке, даже пылкие влюблённые: «С наступлением вечера мы лежали в объятиях друг друга, уставшие и выдохшиеся, как старые, не способные уже к передвижению ковры-самолеты, у которых иссяк запас колдовства» (Б. ОЛДИСС Малайсийский гобелен»). Кстати, гобеленам «похожим на европейские» самое место в фэнтэзийных мирах.

Помимо путешествий в пространстве ковры способны ещё и перемещать во времени (Ч. ХАРНЕСС «Флаг над крейсером «Горбачёв»). Причём в рассказе М. ЛЕЙНСТЕРА «На 12-й день» чудесный ковёр представляет собой кусок оленьей шкуры с изображением сцены из «Гайаваты».
Ковры — это не только про сказку
Есть и другие любопытные примеры этих «предметов двойного назначения». В повести Г. ГУРЕВИЧА «Ордер на молодость» настенный ковёр служит одновременно и экраном для просмотра фильмов. В романе Ю. ТУПИЦИНА «В дебрях Даль-Гея» ковёр способен изменить свою окраску и структуру, становясь либо твердым и упругим, либо мягким и пушистым. Фантазия И. ХАНТЕРА («Скандал из-за ковров») породила искусственные предметы нашего рассмотрения, которые вырастают на любом месте, намазанном специальным составом, даже на потолке и посуде. Кроме того, такие ковры очень быстро растут, и их приходится постоянно стричь, а жильцы гостиницы теряются в них как в джунглях.
Многим знакома проблема периодического выбивания ковров. В будущем им могут быть приданы дополнительные функции пылесоса и кондиционера. Но для того, чтобы не получились модернизированные «пылесборники» и мусорные баки, очевидно, не обойтись без использования специальных и экологически чистых технологий.
А. Кабанов, Р. Масленников.