Геральдика и фантастика

Геральдика и фантастика 1

«…геральдика! Это действительно весьма глубокая наука, но она вышла из моды с тех пор, как перестали украшать гербами дверцы карет».
Вольтер «Жанно и Колен».

Геральдика – вспомогательная историческая дисциплина, изучающая гербы как специфический источник информации о подлинности, принадлежности, авторстве, датировке предметов быта, рукописей, произведений искусств.

Геральдика возникла из обычая оглашать перед началом турниров изображения гербов участвующих в них рыцарей. Это доказывало его право участия в состязаниях. Авторами специальных графических изображений были герольды (глашатаи), в чьи обязанности входило и умение разбираться в генеалогии аристократов.

Геральдика и гербы

Каждый герб состоит из ряда элементов. На  поле герба подобает быть изображению почётных геральдических фигур: глава, основание, столб и тому подобное. Существуют и негеральдические фигуры, на которые непосвященные люди обращают нынче больше внимания, чем на какие-то цвета частей поля или перекрестья. К таким фигурам относятся настоящие или вымышленные животные, к примеру, львы или единороги.

На красном поле герба Утопии Т. МОР поместил скрещенные серп и молот. Феникс с оливковой ветвью украшает герб другого утопического государства (Бенсалем) – смотри творение Ф. БЭКОНА «Новая Атлантида».

Леопард и дракон принадлежат соответственно гербам соседних враждующих африканских государств – Агравии и Клаверии (Г. УЭЛЛС «Король по праву»). На гербе имперского дома Аквил изображён орёл, парящий с мечом в когтях (С. ЛУКЬЯНЕНКО «Холодные берега»).

В государствах Лилипутии и Блефуску вместо рыцарских турниров практиковались другие зрелища. Лишь однажды Гулливер устроил ристалище из своего носового платка. Похоже, Дж.Свифт упустил возможность позабавить читателей описанием напыщенных гербов королевских дворов карликов, но пошёл другим путём. В Лилипутии вельможи предпочитали прыгать на канате в присутствии короля. За наиболее головокружительные прыжки они отмечались красными, синими и зелёными перевязями, которыми гордились не менее, чем их зарубежные собратья знаками своих родословных (Путешествия Лемуэля Гулливера…»).

Отличительными символами обладают не только аристократы или государства, но и города. Золотой лев, схвативший  змею — так выглядит герб одного из вольных сказочных городов (Т. ГАББЕ «Город Мастеров»). Незамысловато, зато на века, но так бывает не всегда.

Древний герб города Великий Гусляр представлял собою конного охотника, пронзающего копьём медведя. (Этот же всадник изображался и на печатях Великого Гусляра, находки которых на Аляске и в Калифорнии вызвали сенсацию в научном мире). При составлении гербовника городов российских во второй половине XVIII века под надуманным предлогом, что герб этот схож с гербом Москвы, Великому Гусляру был навязан совсем иной символ. Гуслярский герб образца 1767 года делился на три части. Сверху слева располагался герб Вологды, справа – Архангельска. Эти два губернских центра бесплодно спорили, в чьём подчинении быть самобытному очагу русской культуры. В нижней части щита изображалась ладья с дружиной землепроходцев, на носу которой сидел гусляр, исполнявший походную песню.

Новейший герб Великого Гусляра представляет собой щит, в центре которого в натуральных цветах изображена летающая тарелка на фоне шестерни, сверху сплетённые в рукопожатии белые и зелёные руки. Всё это вместе символизирует космическую дружбу, вклад в которую жителей рассматриваемого города трудно переоценить (К. БУЛЫЧЁВ «гуслярский цикл»).

Геральдика и фантастика 2

Иногда гербы переходят на государственные флаги, иногда последние сами по себе становятся важным геральдическим элементом.

Красный крест на зелёном поле – таков флаг свободолюбивого утопического государства Антекирт в романе Ж. ВЕРНА «Матиас Шандор». Бело-лиловый стяг стал результатом недолгого любовного союза Ийона Тихого с инопланетной верховной жрицей, обладавшей фиолетовой кожей (С. ЛЕМ «Звёздные дневники Ийона Тихого»).

Геральдика существует и сейчас. Правда, многие современные фирмы и холдинги довольствуются меньшим, выбрав себе два-три цвета, вывешивают флаги и надувные шарики соответствующей расцветки, раскрашивают в них оборудование и обряжают в униформу низшие эшелоны сотрудников. У спортивных клубов и их болельщиков тяга к видоизменённой геральдике выражена гораздо сильнее. Зато технических возможностей расположить свою символику, будь то логотип, герб или что-то ещё, стало гораздо больше. Существует множество компаний, таких как https://www.prestige-z.ru/, занимающихся именно этим. Обратившись к ним, свою корпоративную символику можно заиметь на множестве предметов.

С популярностью жанра фэнтези следовало бы ожидать оживления фантастической геральдики. Предоставим другим заняться исследованиями в этой обширной области. Заметим только, что гербами могли бы обладать и прославленные роды эльфов. Однако у эльфов имеются ЭСПЕРЫ (см)

Меняются времена, меняется отношение к геральдике. Когда-то доблестный Портос сокрушался, что он даже не барон, а потому не имеет право украсить дверцы своей кареты хотя бы одной короной. В годы первой мировой войны отпрыск немецкого дворянского рода кадет Биглер был объектом шуток за то, что на его древнем фамильном гербе было изображено крыло аиста, в то время  как сами потомки гордых Биглеров были вынуждены торговать кроликами (Я. ГАШЕК «Похождения бравого солдата Швейка»). Составление новых гербов для вымышленных стран стало уделом продвинутых гимназистов и их преемников- школяров (Л. КАССИЛЬ «Кондуит и Швамбрания»). Мало того, в мире, где всё продаётся и покупается, никого не удивляет такая сцена: «В витрине была большая вывеска, обещающая проследить вашу родословную и даже нарисовать герб с аксессуарами, если вы вдруг потеряли свой; там же была впечатляющая геральдическая таблица (Н. ГЕЙНМАН «Специальное предложение»).

И ещё. «В конце коридора находилась огромная дубовая дверь, над которой был изображён единорог, нюхающий букет весенних полевых цветов из рук жеманно улыбающейся красотки в пышной юбке». Так выглядел герб парфюмерной фирмы «Сайкосмелл Инк.» Ниже можно было прочесть на латыни строку из Марциала: «Пахнет хорошо, что пахнет хорошо всегда» (Р. ШЕКЛИ «Алхимический марьяж Элистера Кромптона»).

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.