Бэтмен и Супермен: Человек против Божества

Не могу сказать, что фильм мне очень уж понравился, но назвать его плохим тоже, как-то язык не поворачивается. Да, фильм затянут, да, в нем много непонятных моментов, однако, на мой взгляд, как нив каком другом фильме подобного рода в «Бэтмен против Супермена» мы видим именно психологические моменты главных героев и, на мой взгляд, Бэтмен здесь самый удачный из всех, что приходилось видеть. Эта похвала относится и к внешности подобранного актёра, и к тому, как он сыграл героя, и к его костюму. Наконец, это было не комичное цирковое трико и костюм, а-ля «садо-маза», и не «космический скафандр». Маску сделали тоньше, «уши» короче и плащ переместили больше за спину.

В целом, Бэтмен получился таким, какой он должен был стать после всех лет мучительно-мультяшного образа супергероя. Он – мрачен, хитер, бескомпромиссен, жесток и одинок. В нем нет той слащавой лирики супергероя, от которой начинает тошнить уже после первых минут фильма, у него нет слабых мест.

Но Бэтмен здесь, больше чем просто супергерой, он целый антипод Супермену, антипод божественному, я бы сказал, обожествленному. В фильме, он подобен – демону. В нём есть нечто дьявольское, темное, его считают преступником, его боятся преступники, он устраивает самосуд. Он – чужой для всех.


Что же Супермен? Это типичное божество, это и есть бог, который сумел победить злых божеств, он – идеален. Он спасает космонавтов, он влетает в огонь, для него нет преград. Но его подвиги масштабны и очень уж… правительственны. В отличие от хмурого Бэтмена из города, который переполнен преступностью, в котором сама власть – преступна, Супермен далёк от тонких политических интриг, от тонких криминальных схем, поэтому против хитрости и банальной «подставы», он беззащитен. Его суперсила ничего не может ему дать, даже когда в заложниках оказывается его мать. Он мог бы спасти взрывающуюся ракету, на что не способен Бэтмен, он сумел бы остановить падение небоскреба, но в мире тонких интриг, Супермен – младенец. Другое дело Бэтмен, который не обладает никакими сверхъестественными способностями, но который может распутать самый тонкий клубок заговора. Его образ более психологичен, он страдает, он одинок, как и второй супергерой, но в отличие от Супермена, он не наивен, он понимает, что мир преступности не искореним, что простым благородным поступком не устранить несправедливость, одной силы и желания помочь мало.

Супермену тяжело переносить критику в свой адрес, он не понимает и боится того, что снова станет одиноким пришельцем на чужой планете. Другое дело Бэтмен, который привык быть изгоем, исчадием ада, преступником. Отчасти он уже делает свое дело машинально, давно разочаровавшись в надеждах на справедливость. Для него не осталось справедливости, он больше не благородный герой из комикса, он – падший ангел, понимающий, что только долгое ожидание расправы, момента, когда демон снова придёт за тобой, заставит преступников бояться возмездия.


Противостояние двух героев комиксов уже вышло за грани простых историй для школьников. В них просматривается ницшеанская тема слишком человеческого, за ширмой которого мрачная бездна и только тот понимает настоящую суть вещей, кто в этой бездне побывал.

С другой стороны, Супермен – воплощение сверхчеловеческого, принципиально нового. А все новое пугает, так как каждый хочет спрятаться в собственную раковину, и жить привычной жизнью.

Но история противостояния Бэтмена и Супермена довольно старая, однако наиболее шикарна она в анимационной картине Фрэнка Миллера – «Бэтмен: Возвращение Темного рыцаря».

Фрэнк Миллер известен такими работами, как «Город грехов», «300 спартанцев». Его мрачная жёсткая эстетика перенеслась и в анимационную картину.

Это совершенно не «комиксная» история, это целый политический детектив. В картине показан уже не молодой Брюс Уэйн, который отошёл от прежних дел, но в его душе живёт червь, который гложет бывшего героя. И этот червь снова оживает, когда богач видит Готэм, с новой волной преступности, с полным равнодушием к этой проблемы властей.

Никто из властей не хочет слышать о проблемах обычного американского города. Более того, вернувшийся к прежним делам Бэтмен создает шум, вокруг городской проблемы. Это становится невыгодно федеральным властям, занятым проблемой войны с Советским Союзом. На стороне официальных властей Супермен, ставший очередным сверхоружием очередной сверхдержавы.

Бэтмен же, переполненный презрением к равнодушным властям, становится опасной угрозой, так как сведения о проблеме в Готэме могут приоткрыть завесы многих других проблем в США. Власти опасаются, что сведения о преступности выйдут за пределы страны, став достоянием международных новостей. Чтобы присмирить бунтарский дух Тёмного Рыцаря, власти вызывают Супермена. Кларк неоднократно предупреждает своего «товарища по цеху», чтобы тот прекратил поднимать вопрос о преступности в городах Соединённых Штатов. Однако Бэтмен принципиален, он умудряется сделать Готэм наиболее безопасным городом в стране.

Тем временем, американские и советские войска продолжили вести бои за латиноамериканское государство Корто Мальтезе, борясь в нём за свою сферу влияния. На стороне США выступает Супермен, одерживая верх над врагом. Не желая проигрывать, Советский Союз выпускает по острову ракету с ядерной боеголовкой. Супермен смог изменить курс ракеты, но сам был тяжело ранен. В результате взрыва, образовался мощный электромагнитный импульс, который уничтожил все системы коммуникации и жизнеобеспечения в США, вызывая ядерную зиму. Готэм погрузился в хаос. Бэтмен призвал своих помощников и граждан восстановить порядок. После этого комиссар полиции Йиндел признала, что Бэтмену нет смысла мешать.

В итоге, Бэтмен переманивает на свою сторону городские банды, вдохновив их, он заставляет некогда опасную молодёжь работать, восстанавливая своё убежище и город.

Вернёмся к фильму. Как и в анимационном варианте, в нём происходит эпичная схватка двух героев. Чтобы победить Человека из Стали, Бэтмен прибегает к радиоактивному минералу с погибшей родины Супермена. Как и в мультфильме, в фильме Чёрный Рыцарь побеждает своего противника, используя тот самый минерал. Отличием фильма является то, что Бэтмен не желает выслушать Супермена, который слишком честен и наивен, который не понимает внутренний мир героя, видя в нём лишь очередного преступника. Супермен завидует своему антиподу, который будучи лишь человеком, сумел перерасти многие людские слабости, смог стать героем, выдержал испытание одиночеством. Бэтмену некуда больше падать, его жизнь и так – сплошная бездна, в которой он даже не верит в собственные, некогда любимые им идеалы справедливости. Что можно отнять у того, кто всё потерял? Чем можно испугать того, кто сам вселяет страх? Что делать с тем, кто не боится даже самого божества? Супермен обречён на проигрыш, так как он слишком прямолинеен. Он бросается в драку, он – благороден, это рыцарь без страха и упрёка. Бэтмен же – рыцарь печального образа, мрак в его душе разросся, сделав его безразличным даже к собственным страхам и страданиям.

Победа Бэтмена имеет двоякую роль. С одной стороны наивные пропагандистские идеалы, божественное и идеальное воплощённые в лице Супермена пали. Их сразила правдивость и демоничность Тёмного Рыцаря. С другой стороны – идеал сверхчеловека так же пал, его поразила вся тяжесть человеческой натуры, переполненная злобой и страданием.

Но, всё же, Бэтмен хоть и тёмный герой (в фильме он, поистине, является неким синтезом добродетелей и злодейства), однако он не злодей, он ищет справедливости, он хочет кричать об этом. Узнав, что причиной прихода Супермена стала его мать, Бэтмен решает помочь некогда могучему герою.

Его демоничность, как никогда лучше помогает в сражении, так как наёмники ожидают открытого нападения Человека из Стали, а получают непредсказуемость тёмного героя.
Особенно рекомендую посмотреть анимационную картину, она наиболее психологична и философична. Однако фильм тоже стоит внимания, хотя, в целом, он затянут, и вы не сразу увидите эпохальные сражения, созданные программистами на фоне зелёных стен.

Наверное, мало кто обратил внимание, что в фильме, в качестве одного из аналитиков роли Супермена в жизни землян, выступает учёный. Этот учёный поясняет, почему многие люди начинают опасаться, некогда всеми любимого героя. На самом деле, это не актёр, а настоящий учёный Нил Деграсс Тайсон — известный популяризатор науки, астрофизик. По его мнению, Супермен своим существованием ударил по самолюбию человека, доказав, вслед за Дарвином и Коперником, что мир человека не уникальность во Вселенной и, что мироздание не существует лишь для нас одних.

Супермен и Бэтмен – две пощечины по человеческому самолюбию. Первый по идеи божественной исключительности человека, второй по преступной безгрешности власти.

На мой взгляд, в фильме были совершенно лишними представители «Вселенной DC», абсолютно не ясна роль Чудо-Женщины, уже потому что она является больше сказочным, чем научно-фантастическим (Супермен) и реалистическим (Бэтмен) персонажем.

Не понятно, как ей могут навредить фотографии Лютера Лекса? Непонятен и сам Лютер. Он говорит о каком-то вселенском зле, он истеричен и больше напоминает наркомана, чем расчётливого и холодного злодея. Его гложут какие-то детские обиды и ненависть к диктаторам, но при чём здесь Супермен тогда. Он рассказывает о том, как отец голодал в Восточной Германии, хотя ГДР никогда не была бедной державой. Лютер кричит об угрозе диктатуры, но сам делает всё, чтобы её создать, при том на планетарном уровне.

На самом деле, намёк на Лигу Справедливости, как и финальная битва с халкоподоным монстром – слабое место фильма. Эти моменты нарушили весь психологизм и всю художественность кино, превратив его в стандартный комиксный боевик.

В любом случае, фильм посмотреть стоит, но обязательно уделите время для оригинальной анимационной истории от Фрэнка Миллера.

so_kir_kin

Об авторе so_kir_kin

Победитель международного конкурса фантастики "ВЕЛИКОЕ КОЛЬЦО", призер литературного конкурса МВД России "Доброе слово", номинант на премию "Писатель года", "Наследие", лауреат конкурса «МОСТ В БУДУЩЕЕ–2014», печатаюсь в литературно-художественных журналах, в том числе Петербургском журнале "Мост", "Российская литература", "Дао журнал". Философ с большой дороги.
Закладка Постоянная ссылка.

2 комментария

  1. Отличная рецензия. Такой я бы сказал «мистический» немного взгляд. Бог и «сомневающийся демон». Силёнок-то у бога явно больше, но… Про Лютора согласен. Айзенберг играет хорошо, но роль слишком истерическая. И про самолюбие человечества тоже метко сказано. И за рекомендацию мульта — спасибо. Надо глянуть.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *