«Дети» стимпанка

Стимпанк необычный и очень интересный жанр. Причин любви к стимпанку много. Возможно, это некое бегство от действительности, желание окунуться в сказку, некий эскапизм, а может творческий порыв, умение видеть нечто большее в том, что теперь окружает.

Кто знал, что шуточный вариант киберпанка, придуманный известным писателем К.У. Джетером станет настоящим культом для миллионов поклонников фантастики и анимэ. Хотя эстетика стимпанка воспроизводилась ещё в 60-е и в 70-е годы (я бы даже отметил в качестве предтечей этого жанра изображения и картинки конца 19, начала 20 столетий, где можно было увидеть дирижабли, курсирующие небо, причудливые железнодорожные пути, возвышающиеся над городскими улицами, необычные транспортные средства, то есть всё то, что ассоциировалось с будущим у людей той эпохи), официально генезисом этого жанра принято считать 80-е.

Стимпанк – это эстетика альтернативной истории, в которой мир достигает технологического прогресса, с помощью паровых технологий викторианской эпохи.

Сам термин родился из слов steam — «пар» и punk – «панк». Эстетика стимпанка должна была представлять собой мрачную антиутопию, но вскоре этот жанр буквально переродился и приобрёл совершенно противоположные черты, нежели закладывалось изначально. По сути, он стал олицетворением романтизма ушедшей эпохи, некоего поиска альтернативной реальности. На первый взгляд, может показаться, что стимпанк – некий эскапизм, однако именно в нём появились многие социальные антиутопии, затрагивались многие философские вопросы.

Итак, где же мы можем встретить черты стимпанка. Практически повсюду. Например, в известном фантастическом боевике «Дикий, дикий Запад», во многих картинах Хаяки Миадзаки, в анимэ «Стальной алхимик», в творчестве группы «Бостонское чаепитие», в некоторых сериях о «Докторе Кто».

Этот жанр, поистине, многообразен, хотя может показаться, что он ограничен определёнными рамками.

Стимпанк тесно связан, а лучше сказать, что он является прародителем многих подобных антиутопичных жанров, например, дизельпанка, бензопанка, таймпанка и многих других.

Дизельпанк

Дизельпанк – «ржавое будущее», мир победившего накопления и потребления. В нашей стране наиболее известным кинопроизведением в этом стиле является «Кин-дза-дза». В этом мире можно увидеть космические корабли, проржавевшие насквозь с управлением, словно в старом тракторе. Эстетика дизельпанка отличается от стимпанка тем, что не преследует цели возродить викторианскую эпоху в будущем, напротив, это вполне современные технологии, только утерявшие свой лоск, состоящие словно из металлолома.

Философия дизельпанка проста и основана на предупреждении об опасности бездумного потребления.

Бензопанк

Бензопанк – мир «бензинового рая» или ада. Мир, в котором вся жизнь человека зависит от бензина, но при этом даже капля воды будет цениться дороже цистерны топлива. Наиболее ярким представителем бензопанка является история о Безумном Максе. Можно встретить истории в стиле бензопанка у французского писателя Б. Вербера, в анимэ.

Эстетика сильно напоминает дизельпак, только упор делается на автовойны и бензин, как единственную меру исчисления всего.

Философия бензопанка, это опять же предупреждение об опасности бездумного желания всю технологическую мощь построить на двигателях и моторах.

Таймпанк

Таймпанк – по сути, это обобщённый термин для всех «панков». Таймпанк, это эстетика, в которой развивается какая-либо часть технологий, либо цифровая, либо паровая, либо любая другая. Таймпанк может, как отражать времена развития технологий, так и более поздние времена:

  • стоунпанк – жанр, моделирующий мир, состоящий из технологий, резвившихся из каменного века.
  • бронзпанк – будущее, застывшее в «бронзовом веке».
  • сандалпанк – представление о мире, в котором всё выражено в эстетике античности.
  • миддлпанк – средневековье, «накрывшее» весь мир, но с развитыми технологиями.
  • клокпанк – мир будущего в эстетике борокко, технологии в котором основаны на движениях пружин и маховиков.
  • атомпанк – наиболее приближенное к реальности изображение будущего, но с гипертрофированным изображением атомной энергии, её роли в мире.
  • нанопанк – наиболее отражающий перспективы будущего мир, в котором развились нано-технологии до невероятных вершин.
  • биопанк – наиболее популярный ныне жанр, в котором затрагиваются темы генной модификации живых существ.
  • космопанк – по сути, это смесь киберпанка и космооперы.

Список можно продолжать, так как фантасты любят экспериментировать с жанрами, искать новые варианты выражения своих чувств и мыслей.

so_kir_kin

Об авторе so_kir_kin

Победитель международного конкурса фантастики "ВЕЛИКОЕ КОЛЬЦО", призер литературного конкурса МВД России "Доброе слово", номинант на премию "Писатель года", "Наследие", лауреат конкурса «МОСТ В БУДУЩЕЕ–2014», печатаюсь в литературно-художественных журналах, в том числе Петербургском журнале "Мост", "Российская литература", "Дао журнал". Философ с большой дороги.
Закладка Постоянная ссылка.

2 комментария

  1. Масленников Роман

    Punk — переводится как панк? Оригинально! Ещё во времена Шекспира это слово означало гниль, бедиберда.

  2. Только «беЛиберда»

    Если уж окунуться в дебри этимологии слова, то у «панка» широчайшее значение.

    Среди значений, в зависимости от контекста, могло быть просто «подонок» или «негодяй», во всех остальных случаях как эмоциональное нецензурное выражение. На уличном жаргоне так называли проституток. Именно в этом значении слово «панк» встречается в пьесе Уильяма Шекспира «Мера за меру».

    В начале XX века в США слово punk употребляли по отношению к заключённым — «шестёркам» или просто молодым людям, вовлечённым в преступную деятельность. Позже, в основном лексиконе слово стало употребляться в значениях «грязь», «гнильё», «отбросы».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *