Сразу хочу сказать, что в данном кратком обзоре я не буду затрагивать фильм «Дорога ярости», появление которого в 2015 году ознаменовало перезапуск франшизы. Речь пойдёт о классической трилогии «Безумный Макс», образ которого пока ещё прочно ассоциируется с Мэлом Гибсоном, сыгравшим главную роль.
«Безумный Макс» («Mad Max») — 1979 год
Мы помним, как всё начиналось?
Забавно, но для многих зрителей долгое время первая часть фильма интереса не представляла. Это вполне объяснимо. Малоизвестный актёр Мэл Гибсон и дебютирующий в полном метре режиссёр Джордж Миллер. Ограниченный прокат. Не слишком хороший «рецепт» для блокбастера. Да и бюджет у картины был весьма скромный. Возможно, именно этим можно объяснить рваный сюжет, изобилующий дырами с самого начала. Другое дело, что фильм всё-таки позволяет проникнуться атмосферой дизель-панка и заглянуть в постапокалиптичный мир, который неизбежно должен погибнуть. Последний оплот цивилизации и порядка в образе полиции, ведущей неравную борьбу с хаосом в целом характерен для американского кино конца 70-х, начала 80-х годов. Но в «Безумном Максе» исход противостояния предопределен. И злобных байкеров, наводящих ужас на людей можно рассматривать и в качестве «всадников апокалипсиса», и в качестве вирусных клеток, мчащихся по дорогам, как по кровеносной системе.
В фильме достаточно много неясностей. Отсутствует внятная предыстория. Не возникает ощущение целостности картины мира. Имеется и определенная нелогичность в поведении героев. Но ценности картины это существенно не убавляет. Перед нами трагическая история обычного копа. Нет, не супергероя. Но ему предстоит стать почти таковым…
«Безумный Макс 2: Воин Дороги» — 1981 год
Специально для проката у фильма появилось название «Воин дороги», ведь про первый фильм мало кто слышал, так что обычная циферка «два» только ввела народ в заблуждение. И «Воин дороги» поехал на «ура».
По сравнению с первой частью лучше стало абсолютно всё. Начиная от качества съемок и заканчивая сюжетом. Во вступлении нам разъяснили, что после глобальной катастрофы в разрушенном мире будущего главной ценностью стало топливо. Ведь жизнь сохранилась только вдоль дорог. Посыл не бесспорный, но определённую систему координат он для зрителя задаёт. Человечество копошится на руинах цивилизации. Безжизненные пустоши терроризируют моторизованные банды панков. И горе тем, кто им попадётся.
Разумеется, что круче стал наш протагонист. У Макса есть классная тачка, злая собачка и внушительно выглядящий обрез (правда изначально без патронов). Со стрельбой вообще туговато в новом мире. Куда всё огнестрельное оружие дели, спрашивается? Ну да ладно… А ещё у Макса есть суперская кожаная куртка с одним рукавом. Все мы помним «реверанс» создателей бессмертного «Fallout» на эту тему?
Противостояние осажденной крепости людей с воинством «великого Химангуса» скорее всего закончилось бы полным уничтожением оборонявшихся. Но явился он – Безумный Макс (причём весьма эффектно), и в одиночку изменил расклад сил. Отличный пример того, что любому сообществу нужен лидер.
Вообще фильм полон очень колоритных персонажей и кроме Макса. Сам Химангус, его прихвостень Лизоблюд, маньяк-здоровяк Без с дружком на цепочке. Но и у положительных героев есть свои запоминающиеся ребята. Особенно Дикий пацан, умеющий очень классно кидать бумеранг.
Хотя всё же лучшая роль второго плана у Брюса Спенса. Его «сбитый лётчик» просто шикарен, воплощая в себе гремучую смесь хитрости, разумной трусости, умеренной жадности и всё-таки храбрости, когда это нужно. А ещё он любит змей. И может их использовать в качестве «бомб», когда летает на своём драндулете.
Эпическая сцена главной погони знакома практически каждому и даже очень забавно спародирована в одной из серий «Южного парка».
И не будем забывать, что ВСЕ машины в фильме были настоящие. И трюки, и взрывы, и каскадеров куча. Убейся, зелёный фон!
Ну и в наше время мотивация злодеев типа «Отдайте нам вашу нефть!» имеет повышенную политическую актуальность. Режиссёр со сценаристом попали в точку.
«Безумный Макс 3: Под куполом грома» — 1985 год
Вопреки ожиданиям фанатов, завершающая часть трилогии оказалась менее зрелищной, чем второй фильм. Действие перекочевало в «Бартер-таун», что с одной стороны позволило лучше проникнуться бытом нового мира, но в то же время существенно ограничило возможность использования гоночных машин, ставших визитной карточкой «Воина Дороги». Хотя одну большую погоню зрители всё-таки увидели.
Выбор Тины Тёрнер на роль главной злодейки был достаточно спорным (наверное «бабуле» лучше петь), но в целом она справилась. За каким чёртом в сюжет запихали героя Брюса Спенса, гадают до сих пор. Несмотря на все «отмазки» авторов всё равно получается нелогично и противоречит предыстории.
Есть в картине и неплохие моменты: бои в клетке, система местного правосудия, свиньи в качестве источника энергии (не нефтью единой, как говорится). И конечно же персонаж «Мастер-Бластер». Отличная придумка, позволяющая подумать о том, кто кем управляет на самом деле.
В новых условиях Макс немного… теряется что ли. Постарел? Да нет, просто условная прямая дорога превратилась в пёстрый лабиринт из маленьких улочек, в которых так легко заблудиться.
В целом «Под куполом грома» вышел менее жестоким, чем предполагалось. И даже религиозным, в какой-то мере… История о затерянных в пустыне детях прямо отсылает к Библии, а точнее к Исходу. В принципе, идея разумная. Строить новое общество должны люди, которые не замазаны кровью, не опустились на самое дно, сохранили какие-то нравственные идеалы. Им только поначалу нужен проводник и защитник.
Проигрывая по эпичности предшественнику, третий фильм мне кажется более сложным по содержанию. Здесь запутаннее выстроены отношения между людьми. Зло не так очевидно. Да и общий посыл картины всё-таки неплох. Мир спасёт не воин, а миротворец. И наш Макс не стал рохлей, он просто стал мудрее.
Ну и в завершении предлагаю взглянуть на осовремененный трейлер. А вообще можно и пересмотреть фильмы. Годное кино.
Первая часть совершенно не внятна, ты прав. складывается впечатление, что режиссер просто страдал жуткой фобией рокеров.
Кстати, такой страх перед рокерами зародился в 60-х, виной тому всеми нелюбимые СМИ, с их истерией по поводу «Ангелов Ада».
Если прочесть Хантера Томпсона и его «Ангелов Ада», сразу становится понятен мрачный ужас первого фильма. Просто у нас такой проблемы не было, так, немного, в конце 80-х, поэтому мне лично было непонятно, почему все крутится вокруг мотоциклетких банд.
Да и больно жесток первый фильм.
А еще на эстетику «Макса» повлиял И. Бэнкс
Да, почитал. Реально истерия была. Кстати вспомнился роман Желязны «Долина проклятий» Он как раз 1967-1969 годов. Там тоже были злобные байкеры. А ГГ звали Чёрт Таннер 🙂
Кажется читал. Когда они на суперджипах пытались перебраться в другое место после катастрофы какой-то?