Роальд Даль — мастер неожиданных финалов

В широком смысле слова Р. Даль не фантаст, хотя его рассказы можно встретить в фантастических сборниках. Его перу принадлежат истории про фантастических существ Гремлинов, правда, совершенно в ином виде, чем показано в кино. Многие из его историй сочетают в себе немного сюрреализма, элементы фантастики и тонкий чёрный юмор.

Всегда писать о любимых авторах тяжело. Именно тяжело, так как ты ощущаешь их намного острее, чем любых других писателей, находишь в них многогранность, которую трудно уложить в слова.

Но я, всё же, постараюсь.

В одном из книжных магазинов нашего города я повстречал знакомую, которая работала там консультантом. Она – профессиональный филолог и, может быть, поэтому обладала поразительным литературным чутьём. Именно тогда она распознала во мне страстного поклонника англо-американской литературы и искусства. И именно тогда она посоветовала Р. Даля.

Это был небольшой сборник, под названием «Перехожу на приём».

Что это была за книга!

Жаль, что не всегда ты можешь пережить такие вот ощущения, как после прочтения этого сборника. Р. Даль – феноменален, уникален, шикарен. Я не знаю второго такого автора.

Если Брэдбери дарит тебе магию красоты, которую ты начинаешь ощущать во всём, после прочтения его рассказов и повестей, если Азимов заставляет твои мозги «поскриповать», пытаясь осознать логические нюансы законов робототехники, если Шекли заставляет тебя понять, что даже невозможное возможно, то Роальд Даль даёт тебе пощёчину и, вырывая из обыденности, отправляет тебя в путешествие, даря бодрый пинок под твой зад.

Даль – писатель уникальной и тяжёлой судьбы. Но, в отличие от Дика, которого жизнь помотала, будь здоров как, Даль не впал в депрессию и утончённую безнадёжность. В отличие от Воннегута, он не стал терпеливым циником. Он остался неповторимым джентльменом в мире литературы.

Хотя почему только литературы?

Но об этом рано. Итак, начнём по порядку.

Потерявшему сестру и отца ещё в детском возрасте, юному Роальду приходится столкнуться с переездами, со сменами школ. Что поразительно, как и многие выдающиеся личности, Даль не отличался высокими показателями успеваемости в школе. Зато будущий писатель преуспел в спорте, попутно зачитываясь классиками мировой литературы, в разрез с общешкольной программой.

На тот момент британские школы отличались откровенным пуританством и жёсткой «дедовщиной». Примечательно, что в 1929 году Даль попал в школу Рептон. Это был настоящий ад для детей. Здесь процветала ужасная «дедовщина», а директор школы, позже ставший известен миру, как Архиепископ Кентеберийский, короновавший Елизавету II в Вестминстерском аббатстве, был настоящим садистом. С превеликим удовольствием «святоша» избивал детей деревянным бочарным молотком. Именно тогда юный Даль осознал всю тёмную сторону религиозных учений и людей, прикрывающих собственную жестокость именем бога.

Эти события писатель описал в известном рассказе «Фоксли-Скакун».

Но самыми яркими в жизни знаменитого писателя станут полёты над Африкой и Грецией. Уйдя добровольцем на фронт в годы Второй мировой, он обучается полётам на самолётах. В Греции Даль подбивает несколько самолётов, но оказывается вынужден покинуть лётное дело. До этого он терпит крушение из-за того, что ему дали неправильные координаты, и молодому военному пришлось делать вынужденную посадку, в результате которой он пробил голову и на некоторое время потерял зрение.

А начал писать Р. Даль под влиянием С.С. Форестера, когда был назначен военным атташе при посольстве Великобритании в Вашингтоне.

В чём специфика творчества Даля?

Во-первых, это всегда неожиданная развязка, которой мог бы позавидовать даже Шекли. Во-вторых, это многогранность. Для Даля не существует ограничений, он может прекрасно взбудоражить читателя рассказом в лучших тонах британского чёрного юмора, а может подарить незабываемую добрую лиричность своими сказками для детей.

Но, кроме литературного труда, Даль прославился и как сценарист. На основе его сюжетов снимали свои картины Хичкок, Тарантино.

Даль – человек многогранный, ярчайший представитель литературы, сочетавшей в себе самые различные жанры и стили.

Но советую начинать с «Перехожу на приём», это автобиографичные рассказы с самыми неожиданными финалами.

so_kir_kin

Об авторе so_kir_kin

Победитель международного конкурса фантастики "ВЕЛИКОЕ КОЛЬЦО", призер литературного конкурса МВД России "Доброе слово", номинант на премию "Писатель года", "Наследие", лауреат конкурса «МОСТ В БУДУЩЕЕ–2014», печатаюсь в литературно-художественных журналах, в том числе Петербургском журнале "Мост", "Российская литература", "Дао журнал". Философ с большой дороги.
Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.