Вавилон-5: все пространства вселенной

В этой статье мы рассмотрим все измерения/пространства, упомянутые во вселенной «Вавилона-5». Разумеется, обычное наше пространство мы опустим.

Гиперпространство

"Белая звезда" в гиперпространстве
«Белая звезда» в гиперпространстве

Начнём, конечно, же с гиперпространства. Что это?

Гиперпространство — еще одно измерение, своего рода оборотная сторона привычного нам мира, основное отличие которой — существенно меньшее (чем в обычном пространстве) расстояние между двумя пунктами. Точнее это свойство можно сформулировать следующим образом: время, затрачиваемое на перелет из одной точки «обычного» пространства в другую, совершаемое через гиперпространство, оказывается несоизмеримо меньшим, чем перелет между теми же точками и с той же скоростью в «обычном» пространстве. Эта особенность гиперпространства сделала возможными межзвездные перелеты, совершаемые за приемлемое время (время перелета исчисляется, как правило, днями или неделями), а они, в свою очередь, сформировали галактическое сообщество рас, связывающее обитаемые миры торговыми и иными отношениями.

Внешне гиперпространство — жуткая кроваво–красная область, место, в котором совершенно невозможно ориентироваться, настолько оно однообразно. Здесь существует своеобразная «приливно–отливная система», иначе называемая гиперпространственным дрейфом, который, по–видимому, обуславливается влиянием гравитационных полей объектов в «реальном» пространстве. Из–за этих неоднородностей корабли в гиперпространстве имеют тенденцию отклоняться от курса. Хотя расстояния здесь весьма отличаются, время, кажется, идет здесь почти также, как в «обычном» пространстве. Гиперпространство находится в постоянном движении. Расстояния, и даже направления, здесь непрерывно меняются. Так, например, перелет от Эпсилона Эридана до Солнца на расстояние в 11 световых лет занимает три дня, но путешествие от Эпсилона Эридана до Примы Центавра (которая находится значительно дальше) продолжается всего четыре дня.

Минбарский Шарлин покидает гиперпространство
Минбарский Шарлин покидает гиперпространство

Основная заслуга в освоении Младшими гиперпространства принадлежит, безусловно, ворлонцам. Они, через своих агентов (как часть «научно–просветительской» программы), внедрили в культуры младших рас ряд научных концепций, которые впоследствии привели к открытию гиперпространства и созданию технологии зон перехода (так называемых Вортекс–генераторов). Эти конструкции «пробивают» проход из «обычного» в гиперпространство. Принципы технологии зон перехода совершенно универсальны, подобно огню, колесу или ядерной энергии. Хотя базовые концепции остаются неизменными практически по всему Освоенному Космосу, их воплощение варьируется от расы к расе. Многим расам в нашей части Галактики посчастливилось обнаружить покинутые зоны перехода или корабли, оснащенные гиперпространственным приводом, на внешних границах своих солнечных систем (ярчайшие примеры таких «везунчиков» — минбарцы и центавриане). Люди получили технологию зон перехода от центавриан.

Вортекс-генераторы открывают проход в гиперпространство
Вортекс-генераторы открывают проход в гиперпространство

Существует одно обстоятельство, значительно влияющее на безопасность путешествий людей в гиперпространстве: так называемый синдром гиперпространственного перелета (СГП). На психику людей отрицательно влияют различия между видимым (или кажущимся) движением звездолета и его истинным перемещением в пространстве. В совокупности с постоянным изменением освещенности за бортом корабля (бликами) этот эффект может даже спровоцировать панику среди пассажиров. Из–за СГП в пассажирских отсеках или нет иллюминаторов, или их закрывают на время пути в гиперпространстве.

Для передач сигналов в гиперпространстве на большие расстояния (а именно это, по сути, означает организацию гиперпространственной трассы) используются сигнальные пары. Маяки сигнальных пар — приемопередатчики, связанные через гиперпространство узконаправленным потоками тахионного излучения. После входа в гиперпространство корабль просто находит сигнал от маяка, который находится в пункте назначения, и двигается вдоль этого луча, играющего роль нити Ариадны в лабиринте гиперпространства. Чтобы обеспечить устойчивость гиперпространственной трассы, маяки ведут непрерывный обмен сигналами, так что для достижения нужной зоны перехода кораблю вполне достаточно «слышать» по одному маяку с обоих концов трассы. Потерявший контакт с маяками корабль, как правило, навсегда теряется в гиперпространстве. Конечно, если у него исправен гиперпространственный привод, он всегда может вернуться в обычное пространство, но нет никаких гарантий, что при этом он не окажется где–нибудь в совершенно неисследованной области космоса, где также будет некому оказать ему помощь. Однако, известно, что техномагам удалось разработать очень чувствительные приемники сигналов маяков. Навигационные системы кораблей, сконструированные с использованием их открытий, позволяют без особого риска углубляться в гиперпространство гораздо дальше (на 2–3 дня полета), чем обычно считается безопасным. Поэтому никто никогда не встречал корабли техномагов в гиперпространстве: они летают вдалеке от гиперпространственных трасс.

Исследование гиперпространства очень затруднено и поэтому ведется медленно. Поскольку там отсутствуют какие–либо естественные ориентиры или связь расстояний и направлений с «обычным» пространством, навигация в гиперпространстве более всего напоминает блуждание в потемках. Как следствие, его освоение обычно производится прыжками на небольшие расстояния и установкой новых навигационных маяков. Исследования за пределами Галактики пока невозможны, поскольку при современном состоянии технологий невозможно установить маяки в межгалактической пустоте.

Помимо ориентации, собственно, в гиперпространстве, чрезвычайно важной представляется также задача определения положения звездолета при выходе из него, проще говоря, очень важно уметь как можно точнее определять, куда откроется точка перехода. Одним из важных тактических преимуществ в Войне Земли с Минбаром стало умение противников землян гораздо лучше (с точностью до сотен и даже десятков метров, что на порядок лучше, чем у людей) предвычислять положение точки перехода в «реальном» пространстве. За счет этого они неоднократно скрытно для землян концентрировали свои силы, а затем внезапно наносили мгновенный сокрушительный удар, выводя свои корабли из гиперпространства прямо между неготовыми к обороне звездолетами людей. Решение обратной к вышеописанной задачи тесно связано с возможностью слежения за объектами (в частности кораблями), находящимися в гиперпространстве, из «обычного» пространства. В решении обеих этих задач земляне пока не слишком преуспели. Так, обнаружить присутствие в гиперпространстве корабля команде Вавилона 5 удавалось, как правильно, только за несколько секунд до его перехода в «обычное» пространство. Определить сколько–нибудь надежно тип прибывающего корабля до его появления в «реальном» пространстве (если только он сам не называл себя) было и вовсе невозможно. Корабли же Теней оставались необнаруженными вплоть до того момента, когда они начинали появляться в «обычном» пространстве и их уже становилось видно, что называется, невооруженным глазом.

Еще одним проявлением необычных свойств гиперпространства является факт значительного усиления при пребывании в нем телепатических способностей. Телепаты получают возможность не только обнаруживать корабли, «слыша» мысли их экипажей, но даже определять направление на источник телепатического сигнала. Этот факт давно был известен Пси–Корпусу, но всячески им скрывался из опасения, что военные «наложат лапу» на всех сильных телепатов.

Древним было известно, по–видимому, и немало других секретов физики гиперпространства. Так, только по счастливой случайности в начале 2261 года «Белой Звезде» под командованием Ивановой удалось обнаружить в гиперпространстве громадный флот ворлонцев. Они применили очень необычную методику маскировки: свернули гиперпространство «как носовой платок» и в результате получили некий значительный объем, совершенно незаметный для стороннего наблюдателя. «Белой Звезде» удалось обнаружить флот только благодаря одному из ворлонских же приборов, установленному на ее борту, и зафиксировавшему свертку гиперпространства.

Медузообразные жители гиперпространства
Медузообразные жители гиперпространства

Как ни странно, но гиперпространство совсем не так безжизненно, как кажется на первый взгляд. «Межпланетные экспедиции» довольно давно получали не подкрепленные, впрочем, надежными доказательствами сообщения о неких формах жизни, обитающих в гиперпространстве. Экспедиция «Экскалибура» в 2267 году столкнулась со скоплением громадных, напоминавших медуз существ, названных техномагом Галеном феннами. По его словам, они дрейфуют группами, их привлекают блестящие движущиеся объекты, но фенны быстро теряют к ним интерес. Эти создания в целом безобидны, по утверждению Галена от феннов еще никто не пострадал. Другой участник экспедиции высказал логичное предположение, что если применить к гиперпространству экологическую модель океана, то фенны оказываются в самом начале цепочки питания, т.е. в гиперпространстве вероятно обитают и другие, более агрессивные и опасные существа.

Третье пространство

Корабли расы Третьего пространства летят у себя дома к вратам, чтобы вторгунться в наше измерение.
Корабли расы Третьего пространства летят у себя дома к вратам, чтобы вторгунться в наше измерение.

О расе Третьего пространства мы уже писали в этой статье. Что касается самого пространства, то тут, к сожалению, известно крайне мало. Выглядит оно как серо-голубая дымка в окружающем мраке. Если присмотреться, то на заднем плане можно разглядеть некую структуру. Что это — непонятно. Возможно, эта структура — тот самый тёмный город с огромной башней посередине.

Но что это за тёмный город? Что за башня? Вряд ли это вся территория, где обитает раса, уничтожившая тысячи рас. И если смотреть из места, где летят корабли, вряд ли можно разглядеть всю планету. Может быть, город — это врата расы Третьего пространства? Ведь не обязательно врата должны выглядеть одинаково.

Тёмный город с башней в центре в Третьем пространстве
Тёмный город с башней в центре в Третьем пространстве
Врата в Третье пространство, построенные ворлонами
Врата в Третье пространство, построенные ворлонами

Лита Александер говорила, что для прохода между пространствами «дверь» должна открываться в обе стороны. То есть с обеих сторон должны существовать врата, которые должны быть одновременно открыты. Со стороны Третьего пространства, как со стороны агрессора, врата всегда открыты, чтобы успеть вторгнуться к потенциальным жертвам. Вот тёмный город и может выполнять сразу функцию врат и командного центра сил вторжения.

С другой стороны, не ясно, пространство с серо-голубой дымкой — это само Третье пространство или же это лишь пространство между измерениями, которое нужно преодолеть, чтобы попасть на другую сторону.

Измерение вечной тьмы

Г'Кар показывает голограмму древнего города ("Легенда о рейнджерах")
Г’Кар показывает голограмму древнего города («Легенда о рейнджерах»)

В уже упомянутой выше статье мы рассказывали про некую Тёмную силу, заточённую Светлой силой в некоей тюрьме миллиард лет назад. В это измерение глубоко под землёй на планете Бета Дюрани 7 ведёт портал искусственного происхождения. Видимо, он активен, но этой Тёмной силе удалось найти выход оттуда лишь спустя миллиард лет. По крайней мере, говорится, что эти существа всматривались в далёкие звёзды в поисках пути назад. Но может ли пустота, мрак, сквозь который видно звёзды нашего пространства, быть устроена так, чтобы эта могущественная Тёмная сила блуждала в ней как в лабиринте? Некое многократно свёрнутое пространство?

Если это так, то, очевидно, не так-то просто закрыть этот самый портал и перекрыть выход заключённым, раз потребовалось придумывать нечто иное, способное удержать Тьму миллиард лет.

Но это всего лишь размышления.

Квантовое пространство

Корабль президента Межзвёздного Альясна прыгает в квантовое пространство
Корабль президента Межзвёздного Альясна прыгает в квантовое пространство

Квантовое пространство — это был большой сюрприз от Стражинского всем зрителям. Трудно сказать, чем он думал, вводя это пространство во вселенную. Я тут вижу 2 причины:

Во-первых, он уже не рассчитывал на создание чего-либо серьёзного во вселенной «Вавилона-5» и хотел разбавить малобюджетные «Затерянные сказания», где многое строится на диалогах в минималистичных декорациях, чем-то интригующим.

Во-вторых, студия посеяла все модели, графику и прочее от оригинального сериала. Для создания «Затерянных сказаний» пришлось многое делать заново. При этом помогли фанаты, которые за это время сделали много моделей. Не знаю, что помешало сделать нормальное гиперпространство или даже иначе выглядящие эффекты назвать гиперпространством. Ведь, когда корабль Шеридана покидает это самое квантовое пространство, это выглядит так же, как и выход из обычного гиперпространства, который показан в этих же «Затерянных сказаниях». При этом корабль Шеридана прибывает к «Вавилону-5», пользуясь выходом через врата обычного гиперпространства.

Корабль президента Межзвёздного Альясна выходит из в квантового пространства с помощью гиперврат
Корабль президента Межзвёздного Альясна выходит из в квантового пространства с помощью гиперврат

В общем, всё достаточно натянуто с точки зрения лора вселенной.

Но что же нам известно про это самое (никому не нужное) квантовое пространство?

Технологии использования квантового пространства достались Межзвёздному Альянсу от ворлонов. Точнее, эти технологии в своё время, очевидно, получили минбарцы и позже поделились с Альянсом.

В квантовом пространстве можно летать в два раза быстрее, чем в гиперпространстве, и также в два раза летать там страннее.

Выглядит оно как некий наэлектризованный, постоянно меняющийся туман.

Корабль президента Межзвёздного Альясна летит в квантовом пространстве
Корабль президента Межзвёздного Альясна летит в квантовом пространстве

Давайте углубимся в теорию гиперпространства, чтобы выяснить, что такое квантовое пространство. А потом зададимся вопросом, почему оно никогда раньше не встречалось во вселенной «Вавилона-5».

Итак, одна из теорий гиперпространства, на основе которой, вроде как и основано гиперпространство в «Вавилоне-5», предполагает, что наше обычное трёхмерное пространство можно представить как некую поверхность шара, по которой мы и перемещаемся. А гиперпространство — это более многомерное пространство. То есть в нашем примере поверность шара, двухмерное пространство, а объём шара, трёхмерное пространство — это гиперпространство. По крайней мере, так себе это можно представить.

Итак, космические корабли не увеличивают свою скорость в гиперпространстве. В гиперпространстве сокращаются расстояния от точки А до точки Б, поэтому корабль может лететь быстрее света относительно обычного пространства.

Чем меньше радиус шара, тем меньше расстояние между точками гиперпространства, соответствующими точка А и Б в обычном пространстве.

И вот тут можно предположить, что квантовое пространство является неким углублённым «слоем» гиперпространства, где расстояния ещё меньше, что позволяет перемещаться в два раза быстрее. Чем ближе к центру нашего шара, тем быстрее перелёты.

Соответственно, можно предположить более «глубокие» пространства, где скорость и «странность» всё выше.

Теперь вернёмся к вопросам, которые появляются в связи сс квантовым пространством.

Почему это пространство до 2272-го года (время действия «Затерянных сказаний») никогда не появлялось раньше и не упоминалось позже? Вполне логично, что ворлоны должны были им пользоваться во время войны, ведь оно давало бы им большие преимущества.

Во-первых, двукратная скорость перемещения очень важна для переброски войск и нанесения ударов по противнику, который этим преимуществом не обладает.

Во-вторых, незаметность. Никто не знает об этом пространстве, никто не обладает технологиями обнаружения перемещения в нём.

Но ворлоны предпочитали использовать свёртывание обычного гиперпространства, чтобы скрытно перемещаться. Почему? Неизвестно.

Может ли быть так, что это пространство по каким-то причинам невозможно или крайне затруднительно использовать?

В «Затерянных сказаниях» этого не видно. Но не исключено, что ворлоны в какой-то момент отказались от него ввиду непрактичности или опасности. Ворлонов с одной стороны понять можно. У них был болезненный опыт с Третьим пространством, и они боялись наткнуться ещё на что-нибудь аналогичное. Но стали бы они тогда передавать эти технологии Младшим расам? Сомнительно.

Однако ничего другого в голову не приходит, кроме того, что от квантового пространства отказались в силу неких причин, мешающих его использованию.

Кстати, в нашем «Вавилоне-6» нам пришлось из-за квантового пространства вставить объяснение, почем им не пользовались всё это время. Ну и как-то обыграть это новое и непонятно зачем введённое Стражинским пространство.

За Предел

Изначальные улетают за Предел ("В пекло" - "Вавилон-5")
Изначальные улетают за Предел («В пекло» — «Вавилон-5»)

Пожалуй, самое непонятное, загадочное, можно даже сказать, мифическое измерение, куда отправились Изначальные, словно в последний путь.

Что это за место неизвестно. В сериале говорится лишь, что это измерение, которое существует в пустоте между галактиками. Странно.

Почему, вообще, оно существует во вселенной «Вавилона-5»?

Как мы писали в своей статье «Вавилон-5 vs Властелин колец», Стражинский при создании своей истории вдохновлялся знаменитой трилогией Толкиена, где встречается прообраз Предела — Валинор, «бессмертные земли», место обитания Валар, в легендариуме «Властелина колец» — богов, архангелов, следующих сразу после самого Творца.

Так что За Предел — это своего рода «бессмертные земли», рай во вселенной «Вавилона-5», куда уходят те, кто достиг определённого уровня развития.

Туда вроде бы уходят навсегда, чтобы уже никогда не вернуться. Однако вернуться оттуда возможно, что и сделал Лориен, когда прилетел оттуда, чтобы забрать Шеридана.

Пишите в комментариях, если знаете ещё пространства, которые не попали в эту статью.

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

  • Наш Яндекс.Дзен