Перед посещением кинотеатра, я долго размышлял над тем, как преподнесёт выдающийся мэтр режиссуры, каким, безусловно, является Стивен Спилберг, знаменитый роман Герберта Уэллса, на экране? Сейчас уже для всех пользователей сети Интернет предоставляется возможность просмотреть трейлеры к любым кино новинкам. Уже только по этим трейлерам можно составить впечатления от ожидаемого релиза. Тогда, в 2005, я такой возможности не имел, честно говоря, и компьютера даже не было, вот такой я отсталый любитель фантастики. Поэтому и представлял себе в фильме Англию, начала двадцатого века, как, собственно, и было в самом романе. Но Стивен «перевернул» все мои представления о фильме, перенеся сюжет в наши дни и развернув действия в США. Следующим шагом было представление режиссёра о масштабе. Если по книге злые инопланетяне напали лишь на Англию, то Спилберг раздвинул границы, и нападению подвергся весь мир, да и сами «треножники» стали более неуязвимыми и мощными. Но об этом чуть позже.
Итак, «Война Миров» — фантастический боевик по роману Герберта Уэллса, написанному им ещё в 1897 году, и перенесённый на экраны Стивеном Спилбергом в 2005 году. В качестве бюджета кинокомпании «Paramount Pictures» пришлось раскошелиться на 132 миллиона долларов, а сам фильм собрал в прокате 591 750 000 млн.
Сюжет
Немного о сюжете. Главному герою картины Рэю Фэрриеру, в исполнении блистательного Тома Круза, его бывшая жена оставляет на ближайшие выходные их же детей, Рэйчел и Робби. Сам Рэй работает крановщиком в одном из доков Бруклина. И вот в один прекрасный день, проснувшись после трудового дня, Рэй обнаруживает, что Робби исчез, причём вместе с его, Рэя, машиной. Проще говоря, сынок угнал у папашки тачку, решив прокатиться. Собираясь на поиски сына, главный герой обнаруживает в небе странное природное явление. Сформировавшееся грозовое облако начинает излучать электромагнитные импульсы в виде разрядов молний, некоторые из которых бьют совсем рядом в землю.
В районе повсюду отключается вся электроника, в том числе автомобильная. Любопытство людей, как всегда, берёт вверх, и местные жители начинают потихоньку скапливаться возле одного из мест, куда в асфальт попала молния. Среди скопившейся толпы был и Робби. Далее, собственно, и началось очень захватывающее действо – появление огромных инопланетных машин – треножников, прямо из-под земли. Любопытство людей переросло в панику, сразу после того, как гигантские машины начали истреблять людей ударами лучей, мгновенно превращая их в пепел. Рэю чудом удаётся спастись бегством и спрятаться в своём доме вместе с детьми. Понимая, что оставаться здесь смертельно опасно, Рэй, забрав детей, решает покинуть город и отправиться к своей бывшей в Бостон.
Далее рассказывать весь фильм нет смысла, да и не к чему, его надо просто смотреть. Думаю, что все любители жанра не один раз смотрели эту киноленту.
Спилберг начал, как говориться, с места в карьер, долго не распрягая. Уже практически с первых минут фильм захватывает тебя и не отпускает до самого конца. В отличие от других картин этого жанра, режиссёр показывает, как же в действительности беспомощна наша цивилизация перед более развитой расой. Армия бессильна, силовые поля треножников не пробиваемы для нашего оружия. Никакие компьютерные вирусы, которые могли быть загружены на корабли инопланетян, просто «не прокатят» (хотя это уже из другой «оперы», если вы догадались). Но самое впечатлительное, это развязка, а именно то, с помощью чего или, может быть, кого мы победили. Враг пал, и отнюдь не от орудия Землян.
Война миров vs Война миров
А теперь вернёмся к сравнению фильма Спилберга и романа Уэллса. Помимо переноса сюжета во времени, про который мы уже вспоминали, так ли много сумел влить нового в фильм мэтр?
Прибытие самих Марсиан. По книге треножники прибывают непосредственно прямиком с Марса в виде небесных тел, которые люди принимают за метеориты. В фильме, треножники уже были спрятаны на нашей планете, а сами инопланетяне прибыли в капсулах, замаскировав своё прибытие разрядами молний.
Теперь боевая мощь треножников. По книге треножники более уязвимы (силам Землян удалось уничтожить три треножника, один — артиллерийской батареей, два других – миноносцем «Сын Грома»). В фильме же они неуязвимы, благодаря защитным силовым полям, и даже современное оружие (по сравнению с эпохой написания романа) не способно причинить им вреда. В фильме так же усовершенствовали оружие самих треножников, это энергетический луч, цвет которого находиться в диапазоне, видимом человеческим глазом, в отличии от романа Уэллса, где Марсиане использовали невидимые инфракрасные тепловые лучи. Ещё одно усовершенствование оружия треножников – это некий электромагнитный импульс, который воздействует на земную электронику, полностью парализуя её. В романе Марсиане использовали «Чёрный дым», что-то наподобие химического оружия.
Сами же Марсиане по роману Уэллса выглядят как осьминогоподобные существа достаточно больших размеров. В фильме они представляются типичной гуманоидной расой. Кстати, лично в самом фильме Спилберга, не разу не упоминалось, что пришельцы с Марса.
Нельзя не отметить игру Тома Круза, который, кстати, выдвигался сразу на две кинопремии («Сатурн» — лучший актёр, и «Золотая малина» — худший актёр), вот такие номинации.
Его герой Рэй Ферриер, простой работяга, живущий в одном из боро (район) Нью-Йорка. Оставшись на уикенд со своими детьми, Рэю по ходу фильма предстоит принять немало сложных решений. Сын Робби считает себя уже вполне самостоятельным и не воспринимает отца всерьёз, постоянно называя его лишь по имени. Младшая же Рэйчел нуждается в постоянном внимании и, дело не дело, устраивает отцу истерики.
В одном из эпизодов Рэю приходится даже делать выбор между детьми, идти за сыном, который «горит» желанием присоединится к военным и ударить по пришельцам на вершине холма, или бежать за дочерью, которую в своё время, во всём этом ужасе, уводят с собой одна семейная пара, посчитав, что девочка осталась одна. Ещё один очень впечатлительный момент фильма вновь подталкивает героя Круза к принятию сложного решения, а именно – убийства человека. Ради безопасности дочки, Рэй просто был вынужден пойти на такой шаг. Замечательно разыгранная сцена.
У каждого есть своё мнение по поводу игры актёров, но я лично думаю, что Том Круз хорошо справился со своей ролью.
В фильме «Война миров» так же «засветился» ещё один небезызвестный актёр – Тим Роббинс («Смерч», «Побег из Шоушенка», «Миссия на Марс»), безупречно сыгравший того самого безумца Харлана О’Гилви, которого и вынужден был убить герой Тома Круза.
Что касается звуковой дорожки, то в Голливуде всегда умели делать звук в картинах такого масштаба. Не исключение и этот фильм. А как Вам «боевой клич» треножников? — мороз по коже, особенно, если смотреть фильм в кинотеатре. Я сам лично «собирал» мурашки на своём теле от этого рёва.
Подводя небольшой итог, хочется сказать: фильм получился. Лично я пересматривал его уже не один раз. Стивену Спилбергу, несмотря на ощутимые различия с романом Уэллса, удалось создать свою «Войну Миров», масштабную, полную драматизма и бесподобных спецэффектов картину.