И снова Япония поднимает вопросы будущего. В смысле не прогнозы, каким оно будет, а именно проблемы, возможные для мира будущего. На этот раз речь пойдет о новом аниме-сериале «Nier: Automata Ver1.1a», снятом по одноименной игре.
По сюжету, на Землю нападают пришельцы, которые атакуют землян, с помощью роботов. В принципе, ничего особенного, банальщина, но мы с вами знаем, что самый тривиальный сюжет может стать шедевром, если его правильно преподнести.
«Nier: Automata Ver1.1a» сумел сделать тривиальное, не тривиальным.
Конечно, штампы некоторые остались как и японское жеманство.
Но, надо отметить, этого осталось мало.
«Nier: Automata Ver1.1a» берет эстетикой. Собственно, чему тут удивляться, это же японцы. Эстетизм невероятный, это просто какой-то катарсис, все сделано настолько стильно.
А особенно стоит отметить визуализацию полетов, в этом аниме нет равных. Особенно здесь стоит отметить «Евангелион» и «Железобетон». Такое ощущение, что японцы родились во время полета и только и делают, что летают.
«Nier: Automata Ver1.1a» ведет нас к тому, что никакая война не может остановить прогресс и развитие, торжество разумного. И вот об этом подробнее.
В центре сюжета два андроида. Они — члены элитной спецслужбы. Для особого расследования, эти два андроида отправляются к повстанцам на Землю, где сталкиваются с «неживой эволюцией».
И тут сразу приходит на ум, во-первых, С. Лем («Непобедимый»), во-вторых, А. Днепров («Крабы идут по острову») и, в-третьих, не смейтесь, «Футурама», название серии не помню.
К сожалению, тема «неживой эволюции» не слишком описана в научной фантастике. Последние книжные произведения, словно вернулись в мир космоопер, там много космических полетов, вопросов колонизации Луны, что актуально, особенно сейчас, но нет более камерных проблем.
Помните аниме-сериал «Кибервиток» с сюжетом, строящимся вокруг дополнительной реальности и ее проблем на бытовом уровне?
Или «Время Евы» — историю про то, как очеловеченность андроид стирает грани между ними и людьми.
«Nier: Automata Ver1.1a» поднимает и этот вопрос. В какой-то момент, машины пришельцев начинают отказываться от своей программы. И здесь очень трогательный, почти Миадзаковский момент.
Один из роботов, после ранения, вдруг перестает действовать, исходя из программы. Он бесцельно бредет, затем находит человеческие вещи и книги. После этого, ему попадается цветок. В памяти возникает недавняя книга, в которой писали о таких. Робот вырывает его из земли, но потом понимает, что погубил растение. Тогда он начинает собирать семена, взращивать его. У него вырастает целая поляна, вслед за этим и некоторые из других роботов начинают делать тоже самое.
Но те, кто остался программе верен, вступают в бой с повстанцами и, прибывшими на Землю андроидами.
В последний момент, тот самый робот, что отказался от боя, видит, что сейчас произойдет катастрофа. Он не помогает ни своим, ни чужим, но в этом нет смысла. Сильнейший взрыв уничтожает роботов. Уничтожает он и робота-садовника.
Очень трогательная сцена, когда искалеченное тело падает рядом с растущим цветком.
Внешне, кстати, эти роботы напоминают забавных существ из французской полнометражки «Властелины времени».
«Nier: Automata Ver1.1a» примечателен и тем, что демонстрирует тупиковость войны. В войнах нет правых и победителей, это всегда тупик, а потом катастрофа.
А еще, в какой-то момент, уже непонятно, кто прав на ней, а кто виноват и все начинают терять человеческий облик. А иногда, кто воспринимался как враг и, что-то бесчеловечное, оказывается куда человечнее, чем ты предполагал.
Стоит так же отметить, что «Nier: Automata Ver1.1a» — это сочетание эстетики барокко, киберпанка и дизельпанка. И это прекрасно сочетается.
Правда, есть некая затянутость, даже медитативность, но в целом, аниме «Nier: Automata Ver1.1a» невероятно красивое.