Сразу хочу сказать, что фильм «Джокер» очень понравился. Тут и прекрасная актёрская игра Хоакина Феникса, и шикарная работа операторов, и затягивающая гнетущая атмосфера большого грязного города. Много чего сделано действительно классно. Качественный арт-хаус. Но… Зачем здесь Джокер, в принципе?
Перед нами мрачная история человека, страдающего психическим расстройством, отвергнутого обществом и радующегося творимому вокруг хаосу. Ну и сам преступничает маленько. Таких персонажей достаточно много среди живущих на планете людей. У каждого психа своя маленькая или большая трагедия. Но если снимать истории об обычных людях, то зритель не повалит толпами в кинозалы. А на «Джокера» валит, да ещё как… Многие, конечно, получают не совсем то, что ожидали, но даже любители комиксов смотрят до конца. И дурацких комментариев в зале почти не слышно. Кино затягивает.
Джокер 2019 — не комикс
Хотя опять-таки без привязки к комиксам и хорошо нам всем известным персонажам получается просто качественная драма, призванная посочувствовать маньяку со сложной судьбой. Такой подход вполне себе в тренде. Но давайте уберём из «Джокера» его встречу с юным Брюсом (не просто с сыном местного богатея, а именно с будущим Бэтменом), уберём почти каноническую сцену убийства четы Уэйнов, уберём намёк на то, что Бэтмен и Джокер могут быть братьями по папаше… Ой! Не буду спойлерить. В общем, привязка к самому харизматичному злодею вселенной Бэтмена здесь больше служит для пробуждения зрительского интереса к фильму.
Ну а если немного абстрагируемся от комиксов и канонов, то в фильме поднято очень много актуальных проблем. Социальное неравенство, людская злоба и нетерпимость к недостаткам других, жестокость, ставшая обыденностью. Всего этого навалом в реальности. Но параллельно существует иной мир… В ящике, способном показывать картинки и шоу. Там всё весело и красиво. И я уверен, что многие из зрителей поступили бы с умничающими и кривляющимися на мониторах товарищами примерно так, как Джокер поступил с местным «Ургантом» в исполнении постаревшего, но всё ещё обаятельного Роберта де Ниро. Ещё есть третий мир – в голове Джокера. А там такие фантазии и воображаемые события, что можно и умилиться, и ужаснуться одновременно.
Конечно же в фильме есть сцены, подчёркивающие скрытую человечность героя. Он и о маме заботится, купает её, выступает перед больными детками в больнице, смешит малышей в автобусе. Да и детство у Джокера тяжелое было… Грешит немного режиссёр такими эпизодами. Так и в оправдание маньяка можно скатиться, но вроде бы здесь это не до конца получилось. Джокера можно при желании пожалеть, но только находясь с ним по разные стороны экрана…
Сам Джокер, разумеется, не такой как в предшествующих версиях. Это вам не Хит Леджер и уж явно не Джек Николсон… Феникс сыграл героя, который реально больше душевно больной, а не преступник (хотя трупов успеет наделать достаточно). И ведь что интересно, в фильме отчетливо показаны убийства условных «плохих парней»: агрессивных придурков в метро, приблатнённого коллеги по работе, мерзкого ведущего шоу… Народ одобряет! Кровища, мозги. Всё очень реалистично. Но вот так же реалистично показывать нашего героя расправляющегося с женщиной и её маленькой дочкой или убивающего мать режиссёр почему-то не стал. В такие моменты камера акцентирует внимание на мордашке Джокера и его страданиях от того, что он делает. Ну вот, опять проспойлерил…
Про игру Феникса и операторскую работу я уже выше написал. Повторюсь. Восхищён. Отдельные сцены просто шедевральны… или реалистичны до отвращения. А подъёмы несчастного маньяка на протяжении всего фильма по высоченной лестнице вызывают ассоциации чуть ли не с Голгофой… Зато как он по ней потом спускается ближе к концу! Это уже совсем другой человек. Переродившийся и обретший гармонию с этим ужасным миром, в котором только он сам является самым ярким пятном в буквальном и переносном смыслах. Костюмчик и грим отлично смотрятся.
В целом я бы не сказал, что фильм призывает к массовым протестам или разжигает социальную рознь. Это уж совсем на поверхности лежит. Банально. Главная идея мне больше видится в том, что если ад в твоей душе, то очень здорово, когда ад творится кругом. Примерно так. Опасная мысль. А фильм хороший. Посмотреть и задуматься стоит.
Смотрите также: «Джокер» — событие года