«Душа» — душевная анимация от Дисней. Дисней и Pixar порадовали нам новым мультфильмом и он получился, достаточно необычным.
Должен признать, что когда Дисней начали снимать совместно с Pixar студией качество мультфильмов заметно возросло. Во-первых, из них исчезли мюзиклы, во-вторых, герои стали более многогранными, а проблемы, показанные в картинах, более жизненными.
Pixar, это такая маленькая философия, облачённое в тело детской анимации.
«Душа» — история о немолодом джазмене, выходце из «чёрных» американских кварталов, который ведёт кружок в одной из школ для «цветных».
И нет. Здесь не будет наркоты, малолетних преступников и подростковой проституции, но это и не о политкорректности.
«Душа» выдался очень философским, но, при этом, не обременяющим и не занудствующим мультфильмом. Я бы сказал, что детям, да и взрослым, его стоит посмотреть обязательно.
«Душа» — фильм о том, как мы проживаем свою жизнь.
Главному герою удаётся воплотить свою мечту, попав в известный джазовый квартер. Но на радостях, он попадает в неприятность, оказываясь на грани смерти. Его душа вот-вот отправится «на тот свет», но, в попытке этого избежать, преставившийся попадает в странное место, некую школу для не родившихся, в которой, с помощью наставников, ещё юная душа обретает свою неповторимость.
Притворившись одним из таких наставников, умерший джазмен получает в качестве подопечного своенравную и упрямую юную душу, которая всё знает о Земле, и не хочет на неё попадать.
Выглядит немного эзотерично, согласен, но намёка на религиозность в мульте нет.
Скажу больше, загробные похождение джазмена напоминают попадание в компьютерную программу или вселенскую сеть. Мытарства души стилизованы под цифровое приключение.
Это выглядит очень оригинально, а ещё и на большом экране.
«Душа» выглядит, принципиально, необычно.
Во-первых, основные события на Земле происходят в «цветных кварталах», во-вторых, в мульте много искренней любви к джазу. Впрочем, это логично. Музыка «цветных» не только прославила культуру Америки на весь мир, но и, можно смело заявить, создала все современные музыкальные направления XX столетия: фанк, рок, соул, рэп, ска.
В итоге, главный герой попадает с упрямой душой на Землю. Только оказывается он в теле кота, который лежит на ногах у него же, в тот момент как джазмен пребывает в коме. А тело молодой души оказывается в нём. Ситуация, достаточно стандартная для американских творений, но, при этом, не напрягающая.
Маленькое путешествие и нелепые ситуации дают понять обоим, что каждый из-них из себя представляет, а главное – даёт понять, чего каждому хочется по-настоящему.
Казалось бы, джазмен положительный малый, который хочет играть джаз. Против этого его немолодая мать, тем более, что в школе тому дали полную ставку, а значит – полный соцпакет.
А тут джаз.
Его мать вспоминает, что всю жизнь они жили на её доход. Отец – тоже музыкант джаза, не смог прокормить семью, но воспитал в сыне тягу к прекрасной музыке.
И здесь главная дилемма, с которой каждый из-нас сталкивается хотя бы раз – хочу и должен.
Вот я хочу писать рецензии, писать рассказы, но должен кормить семью, а значит, большую часть жизни отдавать не любимой работе. Кто-то хочет путешествовать, но должен оставаться у себя дома, школьнику очень хочется не ходить в школу, но он должен учиться.
Джазмен мог заниматься тем, что хотел. Играл джаз, нашёл себе работу в квартете, но кто будет его содержать? По сюжету мы видим, что больших денег игра в группе не принесёт.
С другой стороны.
Прожить жизнь, и понять что не занимался любимым делом.
Получил полный соцпакет, пенсию, женился, нарожал детей (у «цветных» семьи многочисленные), а потом понял, что и не жил по-настоящему.
С одной стороны, джазмен – инфантилен, несмотря на возраст и солидность.
С другой – это его выбор.
Наконец, он понимает, что даже джаз в квартете, это не совсем то, чего он хотел.
А вот юной душе пришлось вернуться, с мыслями, что она никчёмная, так как не нашла своей «изюминки».
И вот тут мораль, на мой взгляд, как-то размыта.
Я так и не понял, важна ли она, та самая «искра» или нужно просто наслаждаться жизнью, не ища своего предназначения.
В «загробном мире» показаны души, одержимые чем-то: работой, своим увлечением.
Такая дзен-буддийская мораль.
Если становишься одержим даже своим любимым делом, это становится обузой. Как говорили дзен-буддисты – «откажись от желаний, а затем откажись от отказа».
На этом история обоих не заканчивается, кроме того, свой обмен телами они совершили немного не законно, за что и должны вернуться на свои места.
Этого им и придётся избежать.
«Душа» выдался, каким-то нестандартным, в плане эстетики. Во-первых, сюжет в «цветных» кварталах в подобных мультах, уже что-то оригинальное, во-вторых, джаз, мягко говоря, не совсем детская музыка.
Но, почему мы всегда записываем наших детей в какие-то инфантильные кретины. Откуда мы знаем, что детские песенки или рэп должны интересовать юные головы.
Почему бы не джаз?
Кто знает, сколько детей обратят внимание на эту музыку?
Смысл мульта «Душа» в импровизации. Недаром за основу был выбран джаз. Джаз и его родственные жанры: блюз и рок, это всегда импровизация.
Когда джазмен и юная душа оказываются на Земле, они понимают, что в жизни должна быть импровизация и наслаждение ею. Именно поэтому отсылка к джазу здесь как никогда важны.
Импровизируйте и не замыкайтесь в рамках!