На этот пост меня натолкнуло странное обстоятельство. Я уснул. Уснул в кинотеатре и ни на какой-то там мелодраме, а на «Звёздных войнах». Собственно, говоря, «Звёздные войны» всегда были немного затянуты.
Но о новом фильме из цикла «Звёздных войн» наш сайт расскажет позже, я же хотел написать совсем о другом.
Детвора была в восторге, а мне вспомнилось, как нас вдохновляли далеко не самые лучшие в смысловом и сюжетном планах фантастические фильмы и мультфильмы.
Я уже писал о советской фантастической анимации и фантастическом кинематографе, о японской анимации этого же жанра. А вот теперь хотел сделать небольшую подборку сериалов и анимационных картин, на мой взгляд, с наиболее любопытным сюжетом или своеобразием эстетики и главных действующих лиц, которые шли в отечественном прокате в годы нашего детства и юности.
«Фантом 2040»
И начну я с «Фантома 2040». Сериал был хорошо принят критикой и, несмотря, на мой взгляд, некоторую нудноватость и не очень удачную анимацию, является первым удачным сюжетом для персонажа комиксов.
Сериал был снят американскими и французскими аниматорами и даже удостоился одной из кинопремий.
Сериал в смысловом плане, действительно, получился довольно успешным. Описанный в нём мир, это антиутопия, в которой вся власть в мире принадлежит крупным корпорациям-монополистам, властвующими на нашей планете, после крупной экологической катастрофы. Общество расслоено, процветает преступность, коррупция.
На фоне всего этого к молодому, ничем не примечательному парню обращаются представители древнего тайного клана, организованного вокруг личности некоего героя Фантома. Долгое время юноша отказывается признать, что он является потомком этого клана, но, впоследствии, несколько трагических эпизодов в жизни, заставляют его пересмотреть свою роль в постапокалиптическом обществе.
Мультфильм остросоциален, в нём присутствует некая неоднозначность. В нём нет чисто плохих или чисто хороших персонажей. Персонаж, на протяжении сериала считавшийся полным негодяем, может неожиданно раскрыться с совершенно иной стороны. Например, фриковый журналист с вмонтированной в голову камерой. Мерзкая личность, этакое олицетворение всей мировой журналистики, но в одной из серий мы узнаём его трагическую судьбу, начинаем понимать, отчего он так себя вёл. Офицер с бионическими протезами — один из главных героев Фантома, оказывается, жертвовал собою, чтобы спасти детей из-под завала, где и потерял свои руки и ноги.
В сериале множество сюжетных линий: Фантом со своими помощниками, полицейские, повстанцы, орбитальная цивилизация, корпорации, власть имущие, маргинальные слои.
К слову, Фантом, это, наверное, первый супергерой, ставший прообразом для всех комиксных героев. Его фиолетовый цирковой костюм стал прообразом всех одеяний супергероев, начиная от Супермена, заканчивая Человеком-пауком. Фантом никогда не был героем, обладавшим суперспособностями, не было у него и фантастических врагов. По сути, Бэтмен — это было неким возвращением к традиции Фантома, после практически полубога Супермена.
Создавался Фантом под впечатлением от историй о Короле Артуре, Тарзане, Маугли, поэтому сохранил свою реалистичность, к тому же, что и отражено в сериале, Фантом не является неким статичным персонажем, это образ, который несли разные люди в разное время, передавая его своим сыновьям.
Сериал не был до конца переведён на русский язык, поэтому окончательная концовка для российских телезрителей осталась неизвестной.
«Космические спасатели лейтенанта Марша»
Совершенно неясно, почему в российском прокате этому сериалу присвоили такое название, так как в оригинале он называется «Экзо-взвод» (в нашем переводе, опять же, допустили ошибку, вместо «экзо», назвав взвод «эхо»).
Чем сериал был интересен? По сути, идеи о неких экзоскелетах, в которых могут работать и воевать люди, на тот момент были стары, как мир, так как японская анимация обыграла эту тему со всевозможных сторон. Но, в отличие от японских коллег, американские аниматоры смогли придать этому сюжету динамичность. Но интересно другое, а именно сочетание Чапековской драмы вокруг искусственно созданных существ и техногенного боевика в стиле «Евангелиона».
По сюжету люди создают сильных и выносливых существ «неосапиантов», которых используют для самой тяжёлой работы, отказываясь признать в них полноценных разумных существ. Неосапианты восстают и расизм людей быстро перерастает в расизм неосапиантов, как это и бывает в жизни, когда речь идёт о некогда угнетаемых нациях.
Люди вынуждены отвоёвывать своё право жить на Земле. В целом, сериал вышел довольно интересным, с ветвистой сюжетной линией, проработанными характерами персонажей.
Основательность при подходе к съёмкам сериала даже выражена в таких моментах, как исторические аналоги. К примеру, звездолёт «Резолют», по мнению многих критиков, был назван в честь барка «Резолют», из которого был сделан стол в Овальном кабинете Белого дома.
«Неосапианский порядок» является аналогией Третьего Рейха, подавленное восстание австралийского сопротивления, есть переработанный исторический момент во Второй мировой войне, когда Красная Армия не успела своевременно пробиться к восставшим в Варшавеве в 44-м году.
Внешность неосапиантов создавалась, основываясь на прогнозах Г.Л. Шапиро, который высказал мнение, что люди будущего будут четырёхпалые, без волосяного покроя.
Помимо прямых аналогий с историческими сюжетами и сам сериал повлиял на дальнейшую фантастику в мире кино и игр. Например, в игре «StarCraft» используются идеи сериала, в фильме «Аватар», один из экзоскелетов напоминает экзоскелеты из анимационного сериала.
«Воины-скелеты»
В сравнении с предыдущими сериалами, этот сериал ничем таким не примечателен в плане сюжета, но вот общая эстетика довольно оригинальная. На мой взгляд, в сериале сочетается и мистика, и фантастика, что-то есть от «Звёздных войн», что-то от комиков «Marvel». Оригинально выглядит и то, что при наличии магии, главные герои сражаются, используя достижения высоких технологий.
А история повествует о некой далёкой планете, на которой злые силы, в лице колдуна, способного превращать живых существ в «ходящих скелетов», пытается овладеть волшебным кристаллом. Противостоит ему молодой воин аристократического рода со своим дядей, сестрой и братом.
«Виджит спешит на помощь»
Безумно любил этот мультсериал в детстве. Его главная идея заключалась в необходимости беречь природу и находить общей язык с любым, с кем бы тебе ни пришлось жить и общаться.
Мультфильм был красочным, с яркими необычными персонажами и носил научно-образовательный характер.
Главная идея очень человечная, одна из тех, которых сейчас так не хватает в нашем мире. Посмотрите этот мультсериал с детьми, зарядитесь позитивом.
Идём дальше.
«Волшебный школьный автобус»
Несмотря на далеко не научно-фантастический сюжет, сериал, как и «Виджит» носил научно-образовательный характер. В каждой серии ребёнку предлагалось отправиться в мир дикой природы, в космос, в природу человека. Все неточности разбирались в конце мультфильма, с указанием того, как бы это выглядело в реальной жизни с реальными людьми.
«Драконы подземелий»
Ну и если совсем уж отходить от темы фантастики, то сделать это ярко. Этот сказочный мультсериал изобилует красивыми и интересными персонажами, а создан он был во вселенной «Марвел». Странно, почему к этой франшизе не повернулись режиссёры и постановщики «Голливуда», с учётом нынешней эпохи ремейков.
В сериале обыгрывался классический сюжет попадания в сказку с последующим приобретением волшебных способностей или волшебного оружия.
Сюжет, конечно, примитивен, но в нём присутствовала какая-то «сказочность», каждый раз необычные режиссёрские решения, в плане образов для действующих лиц сериала, общей волшебной эстетики.