Фильм «Аватар» сразу стал скандальным, так как затронул многие политические и этические моменты. В нём сразу пытались найти ссылки на романы Стругацких, американских фантастов, но ключевые произведения, где встречается подобный сюжет, указать не удосужились.
Чем же стал «Аватар» для мировой фантастики и мировой киноиндустрии? Начнём с философских аспектов фильма.
Философия «Аватара»
Самобытный мир далёкой планеты разрывается на части под натиском предприимчивых коммерсантов с Земли, заполучивших поддержку военных. Ничего не напоминает?
Цивилизационный мир врывается к примитивным туземцам, неся слово Божие, прогресс, демократию. Миром правят коммерсанты. Всё крутится вокруг нефти, а слова политиков и военных – ширма. Именно это и было показано в фильме. Правда, многие обратили внимание на этакую идею «золотого века» человечества, мол, вот так бы жить, как на «Пандоре». Но такие взгляды, по моему мнению, мягко говоря, наивны и не раскрывают главной сути фильма. Как бы там не упражнялись в пессимизме романтики, именно с годами мы и идём в тот самый «золотой век», ибо в ушедшие эпохи тем же самым критикам мира цивилизованного пришлось бы проводить жизнь в тяжёлом труде, умирая в раннем возрасте от банальных болезней, ныне лечащихся в два счёта.
Но главное, что нужно учесть, глядя этот фильм — это то, что мы забываем быть восприимчивы, не хотим понять чужое мнение, чужую культуру. Мы считаем, что правильно жить именно так, как живём мы.
Врываясь в чужую жизнь, мы предприимчиво перестраиваем её, не задаваясь вопросом, а нужен ли я в этой самой жизни? А моя жизнь, чем лучше?
Вот так вот и земляне в этом фильме, прилетев на чужую планету, в поисках…, хотелось сказать, нефти, но абстрагируемся от этого, в поисках ресурсов (и здесь никуда не уйдёшь от марксизма), цинично разрушают не только чужую жизнь, но и жизнь свою.
Мы прекрасно видим, как наш мир вмещает в себя циничных коммерсантов и военных маньяков. В фильме это показано отчётливо. Мы видим отражение нашей с вами жизни, в которой подобная категория не просто чувствует себя уверенно, а находится у власти.
Задумывался фильм ещё в 90-е. но, по словам создателя фильма, не было тех технологий, которые, по словам создателей фильма, могли бы воплотить всю масштабность картины.
Что интересно, так это правдоподобная картина типичной колонизации, начинающейся с обычного геноцида местного населения, до последующего перенимания у них манер, традиций и даже религий.
Опустошенный инвалид Салли, пытающийся найти денег для лечения попадает на «Пандору», просто потому что его гены близки к генам его брата-близнеца. Сам образ главного героя показывает всю опустошённость войны, опустошённость человека, надежды которого рухнули, он не просто инвалид физически, он инвалид духовно, он просто продукт – типичный человек своей эпохи, своей страны, своего времени. Салли считает, что способность передвигаться самостоятельно вернёт ему его былую жизнь, ощущения счастья. Но становится понятно, что ничего похожего не произойдёт. Вернее, не произошло бы, если не те самые «аватары» народа на’ви. С одной стороны, эти биороботы стали неким окном, через которое в жизнь ветерана, ровно, как и всех, кто пользовался «аватарами», вошёл свежий воздух: понимание чужой, непохожей жизни. Они увидели, что жизнь более разнообразна, и что есть ещё и иные ценности, которые стоит понять и принять. Но, с другой стороны, как бы не выглядело всё это позитивно и необходимо, всё же эти «аватары» стали дополнительными «костылями». Я не хочу критиковать ни того же ветерана, ни женщину-учёного Огустин Грейс (кстати, которая, в этом плане имеет не только экзистенциальный, но и, сугубо научный, объективный интерес). Но, всё же, это лишь муляж истинной жизни, её замена. Жизнь в теле «аватара» должна была бы стать для Салли неким толчком, неким примером в понимании того, что такую же «Пандору» следует искать в себе самом, искать такое же Дерево-Дом внутри себя. Ведь всё это лишь внешнее, оно временно, оно может исчезнуть, разрушиться и тебе придётся искать себе новые «костыли». Прошли бы века и на’ви стали бы, такими же землянами. А может, и нет…
Но пока всё это впереди. А сейчас несколько учёных, да угрюмый ветеран пытаются понять мир на’ви, и сделать так, чтобы их приняли в свои ряды. Но для этого, нужно стать «пустым», как говорилось в дзен-буддийских сентенциях, научиться вмещать. И здесь ещё один парадокс, показанный в фильме, возможно, даже парадокс, о котором не подразумевали сами создатели фильма – главный герой, как и свойственно тем, кто проникся чужой культурой в полной мере, становится в большей степени местным жителем, чем многие обитатели планеты. И его успех обусловлен не только новизной увиденного, но и былой силой и подготовкой, которые он имел в человеческой жизни. Я не говорю даже о драке с ревнующим туземцем. Я говорю о его способностях общаться и сопереживать.
Но есть и ещё один немаловажный момент, о котором не подозревали и сами создатели фильма – до конца, мы не сможем стать на’ви или, если говорить о реальной жизни, китайцами, больше, чем китайцы. Японцами, больше чем японцы. Всё это будет выглядеть искусственно, ровно как и искусственно само биотело на’ви.
Мне кажется, что мораль в главном, её проще выразить словами Чжуан-Цзы, который когда-то сказал, что жить нужно, занимаясь своим делом, не мешая и не угождая другим, тогда в Поднебесной будет гармония.
Возможно, что не потребовались бы никакие «аватары», если бы люди не пришли к туземцам с жаждой не знаний, а наживы. Я более чем уверен, что будущее планеты превратилось бы в аналог жизни индейцев в США или маори в Н. Зеландии, когда, через годы истребления, государство делает всё, чтобы возродить численность коренного населения.
Но самая приятная для меня идея, как для поклонника компаративистики. Это идея того, что взаимопроникновение и взаимопонимание культур возможно и необходимо. Как бы то ни было, но именно на стыке взаимопроникновения культур, рождается что-то новое, что-то уникальное. Вспомним ту же Россию, с её многонациональным составом и культурой, впитавшей черты и Европы и Востока, вспомним, ту же Индию, Китай, в которых переплелись учения и культуры из самых различных регионов.
Идея таких вот переплетений и реализовалась в любви Салли к Нейтири, которая является неким «близнецом» главного героя, так как она столь же открыта и готова к диалогу, как и сам ветеран.
В образах животных, с которыми туземцы обретают единую связь, показан даосский принцип единства всего сущего, принцип «у-вэй» — не-деяния, не-уничтожения, жизни в гармонии, в прежнюю очередь, в гармонии с самим собой. Не «Пандору» уничтожали корпорации и военные – это уничтожение самих себя, но ещё… обратите внимание – это уничтожение прежнего мира. Пусть сюжет драматичен и всё очень трагично, но – самое главное, что появились люди, даже среди таких, как сам Салли, которые сумеют, которые захотят понять, вместить новое, чужое, непонятное.
Может быть, нам именно этого всего и не хватает?
Корни фильма просматриваются в таких произведениях, как «Неукротимая планета», «Вампиры Геоны», «Здесь могут водиться тигры», некоторых рассказов Силверберга.
Однако мне неясна причина нападок на «Аватар», якобы по поводу плагиата. Если мы посмотрим фильмы, любые, да те же голливудские картины, то увидим, что кино вполне уверенно копировало и комбинировало расхожие классические образы и темы, сюжеты и идеи.
Преувеличивать политическую составляющую этого не стоит. Видимо, дело в банальных нападках из-за бешеного успеха фильма.
Интересные факты о фильме
— перед началом съёмок фильма, актёров вывезли на Гавайи, чтобы те себя ощутили в условиях тропического климата;
— в фильме использовались образы летательных аппаратов по чертежам Леонардо да Винчи;
— «Цветы», прячущиеся в трубки, до которых дотрагивается Джейк — на самом деле морские кольчатые черви из семейства сабеллид;
— 21 августа 2009 года было объявлено «всемирным днём Аватара». В этот день по всей планете состоялись показы 15-минутного фрагмента картины;
— Камерон придумал сюжет фильма и написал первую версию сценария в 1995 году;
— для фильма Кэмерон разработал специальную технологию, которая позволяла во время съёмок видеть на экране мониторов компьютерных персонажей вместе с живыми актёрами;
— на совещании перед решающей битвой полковник Куоритч (Стивен Лэнг) объявляет, что операция по усмирению пандоранцев получила кодовое название «Шок и трепет» (англ. Shock and awe). Так называлась военная доктрина американского контингента на Ближнем Востоке, разработанная специально для вторжения в Ирак;
— это китайские горы, ставшие прототипом летающих гор на Пандоре;