«12 обезьян» — один из самых необычных фильмов, совмещающих в себе жанры темпоральной фантастики и антиутопии.
Терри Гиллиам всегда знает, как и чем удивить или даже шокировать зрителя. Начнём с того, что Брэд Пит и Брюс Уиллис выступают в фильме, в совершенно необычных, на тот момент, амплуа.
1995 год – дата выхода психологической антиутопии «12 обезьян», но съёмки и сюжет выглядят невероятно современно и актуально. Но самое главное, это даже не временные парадоксы или тема антиутопии, самое главное, это то, что «12 обезьян» — психологический триллер, в котором безумец и врач меняются местами, а режиссёр смог сделать так, что вы сами начинаете сомневаться в здравости главного героя.
«12 обезьян» — история о том, как в прошлое отправляет заключённый, чтобы выяснить как в мир вырвался смертельный вирус.
Получается так, что его постоянно отправляют не в тот год. Когда же он оказывается в нужном времени, он не успевает распознать истинную угрозу.
И тут мы видим, что угроза не всегда выглядит так, как мы её представляем.
«12 обезьян» показывает, что внешняя антипатия выстраивается на наших стереотипах, которые формируются в процессе жизни, и мешают нам адекватно воспринимать того или иного человека, то или иное событие.
Кто здесь безумец?
- Кто безумец?
- Кто злодей?
- Кто герой?
- Кто палач?
До последнего момента каждый из персонажей меняются ролями. В начале один выглядит безумцем, потом он герой, затем негодяй, потом спаситель, затем убийца.
Эти дни выдались обильными для меня, в плане темпоральной фантастики. «12 обезьян», затем «Довод». Начинаешь задумываться, а не во временной петле ли ты.
Так, кто же здесь безумен?
Парадокс дедушки?
Главного героя постоянно преследует сон, в котором он видит одну и ту же сцену. В ней убивают мужчину в аэропорту, а к нему бежит женщина. Позже, вернувшись в прошлое, он увидит в лице лечащего доктора ту самую женщину.
Парадокс свершился, круг замкнулся, ребёнком он увидел сам себя, а взрослым, он пытался спасти мир на глазах у себя ребёнка.
Брюс Уиллис был хорош. Тот редкий случай, когда герой боевиков смог разорвать круг, сыграть настоящую роль. Позже Уиллис нас ещё не раз будет радовать шикарными ролями в фантастических триллерах.
«12 обезьян» — фильм о том, как живётся, когда все маски сорваны. А ещё о том, какого быть единственным здоровым, знающим правду, когда все остальные считают тебя за безумца.
Главный герой начинает уставать от своей миссии, ему хочется одного, остаться в прошлом, чтобы, пусть даже умереть, но не под землёй, дыша свежим воздухом.
Критики, почему-то, в первую очередь, отмечали игру Брэда Пита, и он был хорош.
Хорош, даже не то слово.
Но Брюс Уиллис. Посмотрите, как он играет безумие, последствие медикаментов в сумасшедшем доме. Как он играет страх и напряжение. Он герой и антигерой. Он жалок для героя, нелеп. Это такой неведомый ранее герой. Герой, выходящий за рамки крутых мачо с накаченным торсом из 90-х.
Через 20 лет на экраны вышел сериал «12 обезьян», который получил, в целом, положительные отклики. Честно признаюсь, я его не смотрел, поэтому от оценок воздержусь.
Чем мы обязаны фильму «12 обезьян»?
- Необычный герой, уставший и измученный от всего. Порой мне кажется, что он хочет убить самого себя на протяжении всего фильма.
- Нестандартный подход к временным парадоксам. Вернее, сам парадокс виден только в конце, но тема путешествий во времени смотрится очень свежо.
- Антиутопия, как большая сатира. В фильме очень много сатиры. По сути, «12 обезьян», это одна большая сатира, чем-то напоминающая «Теорему зеро». В них абсурд граничит с элитарностью, постмодернизм с академизмом.
«12 обезьян» играет со смыслами и с образами, в нём нет какой-то одной устоявшейся грани, линейного сюжета. Многое развивается скачками, чтобы потом логически завершиться в конце повествования.
Что же главные герои?
Психиатр – Кэтрин Рэйли, которая боится «разуверовать» в свою науку. И мы понимаем, что для неё психиатрия была не областью борьбы с догмами и поиском, а заменой религиозного мышления. От этой религии её избавляет главный герой.
Главный герой – Джеймс Коул. По сути, ничтожество, которому дают второй шанс. Он часто страдает и унижается, но от этого не страдает, а даже пестует его героическая сторона. Он как бы показывает, что герой – живой человек, ему страшно, он страдает и хочет прекратить страдания, что даже герой, рано или поздно, перестаёт желать умереть за что-то и во имя чего-то.
Каждый, кто взращивает и использует героя должен понимать, что рано или поздно тот устанет от самопожертвования.
Джеффри Гоинс – молодой безумец, золотой мальчик, съехавший от вседозволенности. В начале, он кажется пророком, затем главным злодеем, а потом зажравшимся мальчишкой.
Но на самом деле, он и, правда, безумен.
«12 обезьян» — шикарный фильм парадокс, с потрясающей игрой актёров. Рекомендую всем ценителям качественного кино.