«Посредник» продолжает цикл интервью с отечественными фантастами. На этот раз наш собеседник Сабитов Валерий. В беседе с писателем мы затронули не только вопросы литературы, жанра фантастики и фэнтези, но и многие стороны нашей с вами жизни.
Приветствую!
Расскажите, с чего началась ваша литературная карьера? Почему вы выбрали фантастический жанр? И какие жанры в литературе вас интересуют ещё?
— Первая публикация: рассказ «Фата времени» в молодогвардейском сборнике «Фантастика-83». Фантастику предпочитаю с детства. По-настоящему «влюбился» в неё, очарованный Иваном Ефремовым. Прежде всего, рассказом «Бухта радужных струй» и романом «Лезвие бритвы». Кроме фантастики (в первую очередь НФ), в области приоритетов научно-популярная литература, религиозные первоисточники и религиоведение, серьёзные исторические исследования, философия и логика мышления.
Что такое «фантастика»? Перестал ли этот жанр в общественном сознании оставаться «несерьёзным»? Почему не всем дано ощущать «вкус» фантастики?
— Фантастика для меня – литература мечты, способ познания нашего странного мира через вооружённое интеллектом воображение. В недалеком прошлом в нашем литературном пространстве этот жанр был в числе лидирующих. Но вкус к литературной фантастике почти пропал под давлением «лёгких», коммерческих текстов.
Что вы пытаетесь донести своим творчеством?
— Тесную органическую, первопричинную зависимость процессов в природе и социуме от состояния духовности в человеке.
Чего не хватает российской литературе и, в частности, фантастике?
— Государственной заботы! Пора возвращать в страну то испытанно хорошее, что имелось в Союзе. Книгоиздательство, книгораспространение, действенные союзы писателей, институт критики… Многое утеряно.
Насколько отечественная фантастика конкурентоспособна, в сравнении с западной давней традицией той же sci—fi?
— О конкурентоспособности нашей современной фантастики с западной нет и речи. Мы отстаём на эпоху. Во всех жанрах.
Чего могла бы достичь отечественная фантастика и литература, если бы не постоянное притеснение со стороны цензуры?
— Не вижу оформленной де-юре цензуры. А хотел бы, чтобы хоть тень её витала над писательской массой. Цензура сверхприбыли страшнее политической.
На ваш взгляд, когда и с кого, в России начинается фантастика?
— На Руси фантастика берёт начало с известных нам монастырских летописей. А в России с коренного поворота в развитии, совершенного командой Петра Великого. Вместо прежней исторической реальности грядущим поколениям был представлен фантастический миф. Преодоление мифа сказочным фантастическим воображением началось в Серебряном веке. Связываю с именами А.С. Пушкина и А.Ф. Вельтмана. Так начиналась русская и российская фантастика…
Сегодня прочёл «правила жизни» Бориса Стругацкого. Довольно пессимистично, но правдиво. Неужели, мы снова уверенными шагами идёт к новой диктатуре? Откуда в нашем обществе такая тяга к деспотизму?
— Диктатура в той или иной форме присутствует в любом государстве. Но есть народы (и территории), которые более других нуждаются в жёсткой вертикали власти. Древние славяне не были склонны к организации внутреннего порядка через демократическое самоуправление. Даже призвание Рюриков не преодолело разобщение. Первый опыт государственности был дан Ордынскими «Рюриками» через организацию Московского царства и подчинение ему прочих славянских земель. Державность России жизненно необходима. А степень её «жёсткости» будет зависеть от целого ряда, прежде всего, внутренних условий.
Для хорошей «научной фантастики» нужна «просветительская» традиция и опора на научные знания, футуристические идеи. Был ли в России период этого всего? Повлиял ли он на литературу?
— Так этот период определён общепризнанно – 60-е–70-е годы 20 века. И, естественно, его влияние охватило и писателей-«не фантастов». «Место для памятника» Д. Гранина – один из многих примеров. Новый всплеск «твердой» НФ возможен при качественном скачке в космонавтике (астронавтике). Но таковой в обозримом будущем не предвидится.
Испытывает ли отечественная и/или мировая фантастика кризис?
— Да, отечественная литературная фантастика пребывает в глубоком кризисе. Нелитературная, коммерческая литература и фантастика не нуждается в оценках. Краткий, но ёмкий анализ дан в книге «Завгар и Фэндом: от рассвета до заката» (изд-во «Аэлита», 2017).
Если научная фантастика была привычна для отечественной литературы и удобна властям, то вот фэнтези у нас появилось, считайте после перестройки (я имею ввиду в масштабном плане). Сколько ещё должно пройти, прежде чем этот жанр перейдёт в нашей литературе из количества в качество?
— Не понимаю выражения «удобна властям» применительно к текущему моменту. Мы уже отметили отсутствие государственной политики (поддержки) относительно литературы. А в Фэнтези качество появится, когда исчезнет в ней количество. А сроки пусть футурологи определяют, если в силах.
Ваши пожелания читателям.
— А читателю, как и любому современнику в России, желаю стремиться к интеллекту и духовности. Всё прочее приложится.