Субмарины в фантастике

Субмарины в фантастике

«We all live in a yellow submarine…»
Из репертуара группы «Битлз».

Субмарины – класс кораблей способных длительное время передвигаться в подводном положении. Другое название – подводная лодка – отражает тот факт, что первые подобные транспортные средства имели сравнительно небольшие размеры и – в самых нелепых проектах — гребную тягу.

Любое надводное судно проигрывает судну подводному оттого, что на преодоление поверхностных волн расходуется много энергии. Преимущества подводного транспорта перед надводными средствами передвижения представлял ещё Ф. БЭКОН в «Новой Атлантиде».       Изобретатель Р. Фултон предлагал Наполеону Бонапарту готовый проект подводной лодки для борьбы с английским флотом, однако не нашёл должного понимания у властителя. Но в повести В. СУХАНОВА «Аватара» вновь поднимается слух о том, будто Наполеон бежал с острова Святой Елены на отстроенной достаточно примитивной субмарине.

Субмарины в фантастике

Следует упомянуть, что первый успешный опыт в области подводного кораблестроения пришёл в 1834 году, в то время как знаменитый роман «Двадцать тысяч лье под водой» был написан только спустя три с половиной десятилетия. Ж. ВЕРН выступил в данном случае  в большей степени как популяризатор науки, а фантастическим выглядит лишь внутреннее убранство «Наутилуса», напоминающее роскошный дворец.

В романе «Подводный крейсер» (1900) СЮИРО ОРИШАВЫ командующий аналогом «Наутилуса» совсем не похож на своего предтечу – благородного отшельника. И дело не в том, что японский персонаж воевал с русским флотом на стороне архипелага; не удалось ему спрятать хищную натуру капёра.

Но в 1901 году дух французского романа был реанимирован двумя соавторами: А. КАРРОТТИ и К. ДАНРИ («Наследство капитана Немо. Подводные робинзоны»). Однако времена «белых пятен» на карте земного шара миновали вместе с романтикой подводных странствий. Героям этого романа с лихвой хватило смертельных опасностей не где-нибудь в Марианской впадине, а в водах близ Туниса.

И завершились страсти вокруг «Наутилуса»  заочным спором на страницах журналов «Наука и жизнь» и «Уральский следопыт». Можно ли построить подводную лодку, следуя описаниям Ж. Верна конструкции субмарины с двойным корпусом? Оказывается, французский писатель не погрешил против научной истины! 

Субмарины с начала двадцатого столетия уже прочно вошли в арсенал вооружений, а стало быть, часть информации о них обрела секретный характер.       

Но фантасты всегда были горазды на самые невероятные выдумки. В повести Г. АДАМОВА «Тайна двух океанов» в новейшую секретную советскую подводную лодку коварно-опереточным способом пробрался вражеский шпион.

Главной отличительной особенностью фантастических кораблей и судёнышек могут быть не их размеры, а например, скорость. В романе Л. ЛЕОНОВА «Дорога на океан» речь идёт о подводных дредноутах, которые передвигались настолько быстро, что подогревали в движении воду, и обитатели морей и океанов попросту варились в кильватерной струе. Чем больше таких субмарин-дредноутов, тем быстрее мировой океан превратится в уху. А демаскирующий тянущийся след в виде всплывающей варёной живности представляете?

Вот уж кому нет нужды скрываться от противника, так это четвёрке «Битлз» «Принудить к умиротворению» синих «зловредов» музыкантам не удалось бы без устройства именуемого «жёлтая субмарина», доставившей их на место сражения через несколько диковинных морей («Жёлтая субмарина», Великобритания,1968).

Создатели цикла «Морской волк» про экипаж российской атомной подводной лодки, сместившейся  в 1942 год альтернативной реальности, Б. ЦАРЕГОРОДЦЕВ и В. САВИН стали авторами более десятка книг, охватывающих альтернативную историю советского государства с непременным её преломлением сквозь призму морских сражений и морской стратегии. И не только морской

Существует и самая мирная профессия подводников с полным знанием текущей обстановки пасти стада китов (А. и Б. СТРУГАЦКИЕ «Полдень. XXII век»).

Раз уж речь зашла о творчестве этих авторов, то как не вспомнить те белые субмарины, на которых доставлялись десанты головорезов из Островной Империи. Пижонская демаскирующая окраска боевых подлодок может быть объяснена двумя причинами: их никто не атакует ни с воздуха, ни с надводных кораблей. Просматривается и идеологическая символика; белые каски солдат Островной Империи отдалённо ассоциируются как с соответствующей американской амуницией, так и преобладающим белым фоном флага японского.

Субмарины в фантастике

В реальности, конечно, никто же не придаёт субмаринам экзотические расцветки. Иначе легко представить, как бы, например, дико выглядела от перископа до киля кумачовая подводная лодка «Красный Октябрь» из одноимённого американского фильма. А вот субмарине «Ябба-Дабба-Ду» очень подошёл бы радикальный зелёный цвет, ибо она с успехом несёт патрульную экологическую службу в романе М. РЭФФА «Канализация, газ и электричество». И это несмотря на то, что вся её абордажная команда состоит из одного единственного эскимоса.

Субмарина или подводная лодка — это мечта любого мальчишки, жаждущего приключений. Кто не хотел в детстве опуститься на дно океана, увидеть то, чего не видел до него ни один человек. Отправиться в плавание на собственном маленьком корабле, побывать в гостях у индейцев или эскимосов, половить китов и сразиться с кракеном. Всё мечты? Нет. Есть люди, которые живут своей мечтой. Получить права на маломерное судно не так уж сложно. Обучиться плаванию под парусом тоже вполне реально в соответствующих школах. Купить небольшую парусную яхту или вступить в команду тоже не является чем-то невероятно сложным. И вот уже повзрослевший мальчишка мчит по волнам навстречу своей мечте. С подводными лодками в этом плане, конечно, пока ещё сложновато.

Субмарины будущего

Каково же будущее подводного кораблестроения? Не исключено появление караванов. В рассказе Ф. ХЕРБЕРТА «Дракон в море» представлен и «гибкий подводный транспорт» – то есть субмарина-буксир, тянущая за собой караван емкостей, напоминающих пластиковые бутылки.

Известны оригинальные проекты французского архитектора Жака Ружери, среди которых имеется гигантское полуподводное судно «SeaOrbiter», напоминающее гигантского морского конька. «SeaOrbiter» – это около десятка надводных и подводных палуб, где есть наблюдательные площадки с полным круговым обзором. Высота корабля-сооружения восемьдесят один метр, из которых пятьдесят один метр погружён в воду. По мнению автора проекта, для изучения океана требуются подобные корабли-лаборатории, в то время как роль аквалангов, батискафов и субмарин становится вспомогательной. Стоимость реализации проекта – 26 миллиардов евро, кои не так просто собрать в условиях мирового экономического кризиса. Ведь земная цивилизация ныне, увы, проживает не в дружном сообществе жёлтой субмарины, а, похоже, в одном большом «жёлтом доме»…

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.