
«Иван вынимает три сердца и привозит, кретин, домой матери… Какой подарочек! — Кот сардонически засмеялся…»
А. и Б. СТРУЕАЦКИЕ «Понедельник начинается в субботу».
«Всё окружающее нас можно разделить на одушевлённое и неодушевлённое. К одушевлённому относимся мы и подарки. Подарком называется вещь, задуманная вами и сделанная вами для другого». Это не что иное, как отрывок текста на самой первой странице нормативной грамматики – школьного учебника, разработанного в достаточно условном будущем, которое наступило в рассказе Н. РАЗГОВОРОВА «Четыре четырки». Уточним только, что предметы дарения передаются безвозмездно и под влиянием, как правило, положительных эмоциональных порывов дарителя с целью вызвать столь же положительный эмоциональный всплеск принимающей стороны.
В реальности у человечества было достаточно времени, чтобы в совершенстве изучить искусство или умение дарить и получать подарки. И жизненный опыт, и примеры из духовного наследия показывают, что в процессе дарения кроме двух означенных выше сторон задействованы, передаваемое благо и сопутствующая процессу «аура».
Подарки от кого?
Личность дарителя особенно важна в мифологии. Если божество или на худой конец царь одаривает героя даже чепуховиной, то любое из таких благ следует расценивать как знак особого и высочайшего расположения и покровительства. Утверждение это можно принять за аксиому, но оно доказывается методом «от обратного». Титан Прометей подарил людям огонь и знания. Долго же ему пришлось потом дожидаться ответной благодарности в виде освободительной операции Геракла. С другой стороны, кто помянет добрым словом Прометея, пострадав от пожара или вспомнив, что такое напалм?
На трагическом примере большинства легковерных жителей города Трои грядущие поколения получили наглядный пример того, что не всякую вещь, доставшуюся даром, следует тащить в свой дом, особенно принимая во внимание сомнения в искренности и доброжелательности дарителя. Крылатой стала фраза из гомеровской «Илиады»: «Бойтесь данайцев дары приносящих!» Касательно фантастики: слово «данайцев» многие авторы заменили словом «учёных». Благодаря их стараниям некогда расхожим стал образ «сумасшедшего учёного», да и его менее фанатичные и эгоистичные коллеги порой сами не ведают, что творят, преждевременно одаривая фантастическим изобретением не готовое к такому благу человечество. Вспомним «даровую» энергию в романе А. АЗИМОВА «Сами боги», черпая которую легко погубить пару вселенных.
Троянцы пожелали поставить деревянного коня посреди главной площади своего города. Если не жестокое пресекновение всяческих дискуссий, то непременно встал бы ребром вопрос: сколько времени подобает хранить и куда, в конце концов, потом девать так называемые «символические» подарки. Вспомним, с чем в памятные годы явились трое волхвов к семейству Иисуса. Один из них доказал свою практичность, принеся в дар презренное, но необходимое в трудные годы золото, второй подарил немного душистой смолы, третий вообще «легко отделался», ограничившись букетом из веток. Хорошие подарки для деловых людей, наручные часы и прочие крутые, премиальные сувениры можно найти на сайте https://www.makros-samara.ru/. Где же проходит граница между хитростью одних и непосредственностью других?
«Два в одном» проглядывают в ситуации, когда в компании медвежонка Вини-Пуха нашлось применение подаренным ослику Иа предметам, скажем так, бывших в употреблении. (А. МИЛН «Вини-Пух и все-все-все»).

У людей на этот счёт сложена пара поговорок, отражающих интересы обеих сторон, участвующих в процессе дарения. «Дарёному коню в зубы не смотрят!» — так скуповатые дарители делают ставку на соблюдение норм этики. В ответ они рискуют услышать разоблачительный анализ содеянного: «Дай вам боже, что нам самим негоже!». Инопланетянам простительно не знать эти премудрости, но вступая в контакты с представителями других цивилизаций, следует придерживаться хотя бы каких-то общих правил. Ребёнку иногда достаточно сделать подарок от души, но примерно «на уровне» хорошего перочинного ножика. Так пришельцы и поступают в отношении сироты-мальчика в старом рассказе К. САЙМАКА «Подарок». А вот желанный планшет его современный сверстник из того же социального уровня, за неимением средств обслуживания постарается кому-нибудь продать.
В повести Г. ГУРЕВИЧА «Темпоград» на случаи первого общения с гуманоидами специалисты подобрали универсальный дар – золотой кинжал. Если внеземной социум, в который попадают контактёры доклассовый или раннеклассовый, то их подарок будет восприниматься как редкое и почётное оружие. Находящиеся на дальнейших стадиях общественного развития аборигены в большей степени оценят благородный металл, нежели поделку из оного. Ну, а если вновь открытый социум постклассовый, то такой подарок будет рассматриваться одариваемой стороной как предмет культуры и только.
Схема в целом неплохая, но она не срабатывает в отношении инопланетян с несколько иной логикой мышления. «На Цельсии-5 высшее проявление культуры – дарить и принимать подарки. Отказаться от подарка немыслимо, такой поступок вызывает в любом цельсианине эмоцию, сравнимую разве что с земной боязнью кровосмешения. Как правило, дарение не беда. Большей частью дары «белые» и выражают всевозможные оттенки любви, благодарности, нежности и так далее. Но бывают ещё «серые» дары-предупреждения и «чёрные» дары смерти». Оттого-то в романе Р. ШЕКЛИ «Обмен разумов» цельсианские чиновники за свои мздоимство и бюрократизм и опасаются получить в качестве подарка колечко для ношения в носу, к которому надёжно прикреплена бомба с запущенным часовым механизмом.
Первый контакт с землян с пришельцами завершился тем, что гости увезли с собой подаренный ими и по их же желанию земной смог (Д. БИЛЁНКИН «Ппоблема подарка»). Однако в рассказе А. ФОСТЕРА «Дар никчёмного человека» преступник, потерпевший аварию на чужой планете, одарив жуков-аборигенов передовыми знаниями, становится обожествляемой личностью. Но вспомним и об альтруистах, чьи подарки не всегда попадают на «подготовленную почву», а потому в равной степени несут добро и зло (Б. РУДЕНКО «Подарки Семилиранды»).