Фантасмагория и мистика 30-х на примере Д. Хармса

Фантасмагория и мистика 30-х на примере Д. Хармса

Фантастический жанр у нас в стране сформировался достаточно поздно. Некоторые относят к фантастическим произведениям прозу Хармса или Булгакова, но это явно не фантастика, это сатира, фантасмагории, магический реализм, что угодно, но не фантастика. Отдельные сюжеты, отдельные рассказы или пьеса «Иван Васильевич меняет профессию», но не более того.

Но поговорить о фантасмагориях и магическом реализме поры Хармса и Булгакова хотелось бы, тем более, что они, в какой-то степени, на фантастов влияли.

Недавно мне попалась повесть Хармса. Эта повесть «Старуха». Написана она, в духе Булгакова. Если вы не искушенный читатель нашей классики, то даже, сможете их манеру спутать.

Такое было время, проза становилась более острой и легкой. Многие писатели были журналистами или театралами. 

Известный литературовед и журналист Д. Быков назвал повесть «Старуха» одним из значимых произведений 30-х. А критики считают ее наиболее значимым в творчестве классика. 

Что же такого значимого в этой, достаточно странной повести?

Читается «Старуха» легко. Повторюсь, в чем-то она очень напоминает Булгакова. Как и биография Хармса. Коммуналка, длительное время безденежье, необходимость тесниться рядом с посредственностью.

Только Булгакову повезло. Бывает такое, что у диктатора заводятся любимчики, которым многое прощается. И, хотя, в ОГПУ на допросах, Булгаков не стеснялся тонких острот, умер он своей смертью.

Хармсу не повезло. Его последние дни выглядели мучительно. В годы блокады, писатель умер в психиатрической больницы в «Крестах».

Самое смешное, что его арестовали как и Введенского, как и Бехтерева, в популярной тогда антисоветской деятельности, а поводом стали не политические убеждения (сам Хармс был патриотически настроен), а публикации в детской литературе. 

Столь же ужасны оказались и дни его приятеля Николая Олейникова, чей образ лег в основу персонажа Сакердона Михайловича.

Как и проза Булгакова, повесть Хармса отражает ситуацию российского общества 30-х. Я читал эту повесть в сборнике фантасмагории советских писателей и там не только Хармс оголяли ситуацию, когда власти сделали ставку на наиболее непросвещенные массы, используя их как орудие. Что только делать с таким разбушевавшимся орудием, понять так и не смогли. Философия антиинтеллигентского еще долго сказывалось в обществе.

«Старуха» является сатирой на обществе, а так же пародией на «Пиковую даму» и «Преступление и наказание».

Под видом пародий и потока сознания, в «Старухе» Хармс обращается к темам потустороннего, к теме веры, божественного и загробного.

Это такая мистика, выступающая под видом сатиры и абсурдизма. Старуха с часами без стрелок, оживший труп, рассуждения о вере в бога в очереди в магазине.

Чистой воды «булгативщина».

Если вы еще не знакомы с абсурдизмом и фантасмагориями русской прозы, то Будгаков и Хармс, это первые кандидаты на знакомство с этими жанрами.

Фото аватара

Об авторе so_kir_kin

Победитель международного конкурса фантастики "ВЕЛИКОЕ КОЛЬЦО", призер литературного конкурса МВД России "Доброе слово", номинант на премию "Писатель года", "Наследие", лауреат конкурса «МОСТ В БУДУЩЕЕ–2014», печатаюсь в литературно-художественных журналах, в том числе Петербургском журнале "Мост", "Российская литература", "Дао журнал". Философ с большой дороги.
Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.