Айн Рэнд. Как американская писательница вдохновляла либералов и металлистов

Айн Рэнд. Как американская писательница вдохновляла либералов и металлистов

Музыканты культовой «Metallica» вдохновлялись повестью Айн Рэнд «Гимн», когда сочиняли легендарную балладу «The Unforgiven».

Я как-раз прочел эту повесть, но чтобы о ней рассказать, нужно упомянуть о философии писательницы, так как она разработала целое направление политических взглядов, которое и отражала в своем творчестве.

Немного биографии.

Айн Рэнд — уроженка Российской Империи, бежавшая от советского режима в Штаты. Настоящее имя Алиса Розенбаум, но миру она известна как Айн Рэнд.

Многие, при упоминании ее имени сразу вспомнят «Атлант расправил плечи» и «Источник», но мало кто знает, что Рэнд стала основоположником целой философской и этической систем, которую называла объективизмом.

Объективизм — философская доктрина, некогда популярная в среде либеральной философии, основанная на идеи единства мира, языка, бытия и мышления, признающая рациональный индивидуализм, стремящаяся к идеалу человека-творца, живущего за счет своих творческих способностей и таланта.

Будучи в России, писательница заканчивает Петроградский университет, после чего по студенческой визе уезжает в США, где и остается. Надо сказать, вовремя, прямо как чувствовала, так как с ее убеждениями и происхождением, ничего хорошего ей не светило.

Так о чем говорила писательница Айн Рэнд в своих произведениях?

Творчество Айн Рэнд невозможно рассматривать без ее философско-политической идеи. Чтобы понять о чем повесть «Гимн» давайте вспомним философию Рэнд.

И еще важный момент, Айн не ограничивалась только художественной литературой, в 1932 году Universal Pictures купила экранизацию ее сценария «Красная пешка», позже она ставила пьесу на Бродвее, а после прозы переключилась на научную литературу, занималась философией.

Далеко не все, даже в Штатах признавали значимость идей Рэнд, так как основу ее философии составлял этический эгоизм, рационализм и индивидуализм.

Идеи Рэнд, они больше европейские, чем американские (условно, потому что тогда в Европе с либерализмом было тоже все непросто). Недаром ее идеи связывают и с классическим либерализмом (не путать политический и экономический либерализм) и либертарианством. Хотя, в «Атлант расправил плечи» просматривались параллели с марксизмом. А вот в «Гимне» даже есть какие-то ницшеанские нотки, хотя с ницшеанством Рэнд связана не была, возможно мне показалось.

Классический либерализм и либертарианство хоть и родственные теории, но придерживаются разного взгляда на необходимость государства.

В целом, либерализм придерживается идеи гарантий основных прав каждого человека, независимо от происхождения, расы и убеждений. Они должны быть высшей ценностью общественного и экономического порядка. Провозглашается стремление к свободе человеческого духа от давления со стороны религий, традиций, государства и пр. В двух словах, либерализм придерживается взглядов свободы права на жизнь, убеждения, частную собственность.

Кому интересен более подробный анализ этой политической теории слушайте выпуск моего подкаста совместно с профессором философии А. Араповым

Академические круги не сразу, да и не все признали философию Рэнд. Еще бы, Америка была еще слишком консервативна, а тут женщина-философ. Должен сказать, как выпускник философского факультета, философия, самая патриархальная из гуманитарных дисциплин.

Несмотря на это, позже Рэнд преподавала в ряде элитных учебных заведений, таких как Йельский университет, Пристонский, Колумбийский, Гарвардский, Массачусетский. А в 1963 году получила докторскую степень.

«Гимн» — классическая антиутопия. Почти все антиутопии вдохновлялись «Мы» Е. Замятина, который, в свою очередь, использовал английскую литературную традицию в своем творчестве, кстати как и А. Беляев.

Честно говоря, особо ничем таким «Гимн» меня не поразил. Вот уж эта проклятая искушенность, чем больше читаешь, смотришь, тем меньше что тебя может поразить, особенно в фантастике. Прямо сразу какие-то параллели, сравнение, прямо какой-то бич, карма))

По сюжету подметальщик, не имеющий даже имени кроме клички и цифрового кода открывает свойства электричества. Он жаждет познания, пытается донести обществу свое открытие, но сталкивается с обвинением в святотатстве, в том, что пошатнул устои общества. А еще он начинает осознавать себя как личность, что особенно наказуемо в обществе, где есть только категория «мы».

Немного напоминает Замятина, но это сейчас можно капризно придираться к стилю и сюжету, а тогда антиутопия Рэнд, была одной из первых в своем жанре.

К сожалению, антиутопии и сейчас не очень приветствуются в школьной программе, хотя было бы неплохо пройти того же Оруэлла, Замятина (аунтиутопии неприветствовались в СССР, за исключением, наверное, Брэдбери). Кстати, Оруэлл, после недавних событий, крайне у нас стал популярен.

Прочитать «Гимн» стоит, хотя лично я ожидал большего.

Фото аватара

Об авторе so_kir_kin

Победитель международного конкурса фантастики "ВЕЛИКОЕ КОЛЬЦО", призер литературного конкурса МВД России "Доброе слово", номинант на премию "Писатель года", "Наследие", лауреат конкурса «МОСТ В БУДУЩЕЕ–2014», печатаюсь в литературно-художественных журналах, в том числе Петербургском журнале "Мост", "Российская литература", "Дао журнал". Философ с большой дороги.
Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.