Рецензия на фильм «Элизиум»

elisium

С самого начала название этого фильма в русскоязычном прокате меня уже насторожило. Откуда там «Рай не на Земле»? Называется он просто: «Элизиум»! В очередной раз прокатчики из своих профессиональных соображений решили разъяснить слабоумной, по их мнению, публике основную (опять же, по их мнению) мысль фильма? Тогда уж его надо было называть «Ад на Земле» или «Ад везде». Конечно, люди сами не могут зайти хотя бы в Википедию и посмотреть значение этого слова, если оно им не ясно.

Ладно, с названиями разобрались. Теперь о сюжете. Хорошо, что в нём нет ничего сложного. Будущее. 2154 год. Режиссёр Нил Бломкамп словно пересказывает стихотворение Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо?». Только у него, в отличие от классика, почти только про «плохо»! Вот есть кучка зажравшихся богачей на орбитальной станции под названием «Элизиум» – это плохо. Их министр обороны – жестокая стареющая стерва – тоже плохо. Вот есть вся загаженная Земля, на которой остались жить нищие замученные люди – это плохо. Есть злобный работодатель, который не заботится о безопасности работников – это плохо. Больной ребёнок – однозначно плохо! Беспринципный безжалостный наёмник – несомненно, плохо! Вроде такие вещи люди и так должны знать. Хотя Бломкамп вроде из ЮАР родом, а там – то ещё местечко! Маяковского явно в детстве не изучают…

А что же в этом «раю» хорошего? Получается, что всего две вещи (да простит меня Мэтт Дэймон, за то, что я говорю о нём, как о неодушевлённом объекте). Так вот, герой Мэтта – Макс да Коста – классический положительный герой со сложной судьбой и криминальным прошлым, на плечи которого ложится нелёгкая задача по спасению не только своей жизни, но и вразумлению всего мира. Вторая вещь, это чудо-капсула, которая лечит все болезни практически моментально, стоит в каждом доме на «Элизиуме», при этом в обращении проста, как микроволновка. И вот нелегальные мигранты бегут с Земли на «Элизиум», чтобы успеть лечь в эту капсулу и вылечить… ну ясное дело, своих детей! Бломкамп бьёт по больному… Надеялся, наверное, так сильнее разжалобить публику. Но нехорошо прикрываться детьми, господин режиссёр! Кстати, видимо, человечество будущего упорно развивало только медицину и космическое строительство, а про военные технологии забыло напрочь. Только гуманоидные роботы? Челноки с мигрантами беспрепятственно прилетают на «Элизиум» время от времени и садятся на ярко-зелёные поля для гольфа около буржуйских особняков. А потом, пока не поймали, нужно успеть воспользоваться вожделенной вышеуказанной «капсулой здоровья»… Где ПВО? Где перехватчики? А зачем? Есть худая тётка – министр обороны Делакур (Джоди Фостер) и её очень-очень злобный наёмник с соответствующей фамилией Крюгер (Шарлто Колпи). Крюгер может воевать везде, всеми видами оружия и подручными средствами. Даже корабли почти на орбите сбивать умеет из футуристического «Стингера» вроде… В принципе, один-два таких Крюгера способны вырезать всё население «Элизиума» и бровью не повести. Противостояние героев Колпи и Дэймона проходит через весь фильм с переменным успехом, но злодей явно круче и сильнее, так что часто «включается» эффект везения в пользу героя Мэтта.

В общем, основная сюжетная линия – хороший парень, которому жить осталось недолго, старается попасть на «Элизиум», чтобы вылечиться, а заодно спасти ребёнка малознакомой женщины, которая за ним увязалась в силу обстоятельств. Но они оказываются впутаны в большую игру, где им придётся противостоять злобной женщине, наделённой обширными властными полномочиями и отмороженному психу-наёмнику-военному-отставнику. И спасать человечество! Куда же без этого?

Конечно, мысли в фильме заложенные правильные. Проблема социальной несправедливости остро стоит в мире, и ситуация не улучшается, но так топорно эти правильные мысли выражены… Схематично, я бы сказал, даже слегка примитивно. Всё-таки, на тот момент Бломкамп не имел ещё режиссерского опыта, связанного со съёмками глобального мира. «Район № 9» он на то и район, что, несмотря на отличный философский подтекст, в нём показано человечество лишь на примере взаимоотношений с «резервацией инопланетян».

Но, есть в фильме и приятные моменты. Видеоряд весьма симпатичный, позволяет проникнуться атмосферой киберпанка. Особенно порадовал эпизод с машинами в пустыне. Может быть, там создатели нового «Безумного Макса» почерпнули немного вдохновения? Интересно сделаны модели оружия, транспорт, роботы неплохие. Провальным фильм я не стал бы называть, но честно ожидал большего от Бломкампа. И, судя по всему, не я один.

Да, ещё… Во многом впечатление подпортила концовка. Вот просто рубанули с плеча. Слишком простое решение проблемы часто говорит о её надуманности. Не поверилось…

https://youtu.be/KtQVHYtSCkI

Закладка Постоянная ссылка.

Один комментарий

  1. Вообще, мне фильм не понравился. Какая-то пустышка. Это характерно — портить вполне неплохие идеи, направляя сюжет в отстой.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.