«Меня зовут Джиг Робот» — фантастическая драма итальянского режиссёра Габриэля Майнетти 2015 года. Это не просто очередной фильм про супергероя, это попытка осмысления действительности через призму фантастики и комиксов. Я бы сравнил фильм с работами Мура, у которого даже супергерои утопают в обыденности, терзаемыми обычными человеческими страстями.
«Меня зовут Джиг Робот» — история мелкого преступника Энцо Чеккоти, живущего жалкой жизнью, в которой мелкие кражи чередуются с пребыванием в вонючей квартире, в которой Чеккоти коротает время, поедая дешёвый йогурт и попивая пиво под порнушку.
Это совершенно жалкая личность, даже по меркам некоторых комиксов, в которых героем может стать то ботан, то разносчик пиццы. Они тоже жалки, но не так как мелкий воришка, живущий в страхе.
«Меня зовут Джиг Робот» выглядит оригинальным, из-за своего главного персонажа. Непримечательная жизнь, непримечательный персонаж. Всё меняется, когда Энцо попадает в бочку с радиоактивными отходами, спасаясь от крутых преследователей.
Не сразу, но воришка раскрывает в себе способности, правда использует их в криминальных целях. Однажды, вместе с другим мелким бандитом – Серджи, он отправляется подзаработать, но оба оказываются втянуты в глупую потасовку. Серджо убивают, а Энцо чудом остаётся жив. С простреленным плечом, он падает с девятиэтажного дома.
Не понимая, что с ним, Энцо бредёт домой, где встречает полусумасшедшую юную дочь Серджо. Та требует ответить, где её отец, не отставая от Энцо ни на минуту. Тот понимает, что должен молчать, уже даже из-за того, что не знает какова будет реакция девушки.
К его счастью, бандиты ждавшие результата работы Серджо, не знают о случайном напарнике убитого преступника, но они знают, что у того была дочь. В этот момент осмелевший Энцо и решает испробовать свои силы.
Выглядит всё не пафосно и реалистично. Реалистично даже не в плане того, что перед нами жизнь обычных людей, какой-то мелкий жулик, хлещущий пиво, реалистично просто потому, что всё фантастическое развивается на фоне социальных проблем, острых политических вопросов, мира, где маленький человек ничего не значит.
Даже с супер силой Энцо не чувствует себя нужным, пока не оказывается ответственным за юную девушку, грезящую старым японским аниме Steel Jeeg, выходившим в Италии и Испании. Аниме рассказывает банальную историю про парня, пилотирующего огромного робота. Это такой сериал в духе «Ночного гонщика» и «Грандайзера».
Девушка ассоциирует происходящее и окружающих с героями мультфильмов и разных фантастических историй, поэтому и Энцо воспринимает как Стального Джига.
«Меня зовут Джиг Робот» — кино европейское, а значит более социально острое, лишённое пафоса, свойственного Голливуду. Конечно же, у Голливуда есть такие психологические драмы-триллеры как «Джокер», но он, при всём натурализме и размахе, всё равно уводит нас от нашей повседневности, так как, ненависть и безумие в фильме гипертрофированы. Гипертрофироно одиночество и серость в «Меня зовут Джиг Робот», но не в таком масштабе.
Между прочим «Меня зовут Джиг Робот» не просто европейское арт-хаусное кино, это достаточно понятный фильм для широкого круга, к тому же, это кино, получившее положительные отзывы критиков.
В 2016 году «Меня зовут Джиг Робот» получает 7 премий, среди них премия лучшему режиссёру-дебютанту, лучшему актёру и др. В том же году две премии «Серебряные ленты», опять же за лучший режиссёрский дебют. И опять 2016 год – участие в конкурной программе фестиваля фантастического кино в Невшателе.
«Меня зовут Джиг Робот» — кино о посредственностях, ведь место действия – итальянские трущобы, главные герои – маргиналы. В этот мир серости врывается нечто фантастическое, только вот как им распорядиться?
Я заметил, если раньше, было популярно отправлять своих героев в фантастический мир, то теперь этот мир начали помещать в обыденность. И так даже интересней, так мы понимаем, что остаёмся в нашем мире, но с более расширенными возможностями, в которым даже пьющий своё пиво жулик неудачник, может оказаться супергероем.
Сыгравший роль незатейливого супергероя Клаудио Сантамария известен не только в Италии, но и за её пределами. В частности, он сыграл одну из ролей в нашумевшем «Казино Рояль».
Почему же, «Меня зовут Джиг Робот» стоит посмотреть?
- Во-первых, фильм необычен. В нём и очень хорошая игра актёров, и атмосферность.
- Во-вторых, это нетривиальный европейский подход к делу, а значит нестандартный взгляд на привычные вещи.
- В-третьих, это фантастика, без перебарщивания спецэффектами. То есть перед вами не супермен, который может всё и от этого становится скучно.
- В-четвёртых, когда речь заходит о супергеройской фантастике хочется чего-то а-ля муровского или миллеровского, а тут нечто большее, чем нестандартный комиксный сюжет.
Что необычного в «Меня зовут Джиг Робот»
- Он напоминает очень много фильмов, но при этом, он – другой. Сложно объяснить, что в нём другое, но он другой. Наверное, всё же, сказывается, что это европейское кино, а мы, в такой тематике, привыкли видеть фильмы из Штатов.
- Его нельзя назвать прямо классным кино, но «Меня зовут Джиг Робот» далеко не дешёвка. Скорее, он граничит на грани элитарного и массового, дешёвки и серьёзного подхода.
- «Меня зовут Джиг Робот», это кино не для семейного просмотра, не под пивко, но и не для академического анализа.
В общем, сами решайте, что за кино перед вами.