Этот фильм прямая противоположность всем, ныне модным вампирским сагам, изобилующим слишком очевидной слащавостью и эротизацией. Ознаменовалась художественная составляющая этого мрачного триллера под влиянием мрачности перестроечных годов. Но относительно этого фильма такая мрачность только сыграла авторам на руку. Вы не увидите здесь клыков и горящих глаз, вы не увидите мечей, рассекающих тела вампиров, заставляя их распадаться на молекулы. Всё предельно просто, лаконично, жёстко и невероятно реалистично.
Некий призрачный дух – Упырь порождает вампирские сущности, склонив на свою сторону местный криминалитет и «шпану», он активно захватывает власть в маленьком городке. Не хотелось бы склоняться к политизации, однако следует признать, что через мистический сюжет, авторы не то, чтобы показали, сколько намекнули на эволюционность преступного мира. В словах главного «авторитета», который и вызывает «специалиста» по вампирам, которого играет А. Серебряков, слышно опасение того, что появляется новая криминальная сила, для которой нет ни закона, ни «понятий» преступного мира. Ничего удивительного в таком внимании к преступному миру нет, учитывая, что фильм был снят в середине девяностых.
По сути, сам главный герой есть не что иное, как обратная сторона всего этого зла. Столь же хладнокровный, убивающий даже юную девушку, к которой питает чувства, он не даёт ни единого шанса отыскать у себя слабости. Он холоден, жесток, расчётлив, по сути, все человеческое в нём исчезло так же давно, как и в тех, кто был укушен. Только в отличие от них, он не боится даже умереть.
Интересен один момент, который лично мною до конца не понят и трактуется двояко. Некоторые из персонажей становятся вампирами, в том числе и местный авторитет, пытающийся убить собственную дочь, не испытывая прямого контакта с вампирами. Возможно, это пробел в сценарии, а может более глубокая задумка, дающая понять, что «заражённость» беспринципностью и жестокостью происходит всё чаще и чаще, а защиты от неё, практически нет.
Уничтожив несколько вампиров и бандитов, главный герой спасает дочку местного криминалитета, в начале от убийц, работающих на него, а затем и от самого обезумившего авторитета. Но главная линия сюжета проходит вокруг небольшого прибора, который способен найти и материализовать ту самую неведомую сущность.
Это и удаётся главному герою. Неожиданно для себя в материализованном теле Упыря он видит самого себя. Упырь смеётся, говоря, что войдёт в его жизнь, станет им самим.
Заканчивается фильм неоднозначно. В итоге трудно разобрать, кто же выигрывает в такой финальной схватке, но, судя по эстетизации главного персонажа, этим победителем выходит тот самый охотник, хотя, кто знает…
Фильм изобилует мрачной эстетикой, унылостью города и напряженностью сюжета. Как ни странно звучит, но режиссёру удалось совместить в нём всё, что мог только пожелать зритель России девяностых: неплохие сцены боев (тут стразу вспоминается прошлое А. Серебрякова, его роль в культовом советском боевике «Фанат»), музыку группы «Tequilajazzz», мистический сюжет. В этом плане, мистика в отечественной киноиндустрии откровенно не удаётся нашим сценаристам и режиссёрам, но «Упырь» стал приятным исключением из этих правил.
Что-то гротескное есть в теме вампиров, снятой на руинах российского общества, что-то, порой, комичное, но на этой простоте отдыхает глаз, уставший от персонажей, обладающих суперсилой, супероружием, ещё и умудряющихся влюбляться друг в друга между кровавыми бойнями.
К этому стоит присовокупить великолепную игру актёров, еще той, старой актёрской школы, не успевших пропитаться симулякрами современного массового кино. Они ещё играют, даже больше того – живут в фильме, а не подражают сценам, которые уже сами по себе являются подобием подобия.
Создатель фильма, был автором популярной у нас в стране франшизы «Бандитский Петербург». Надо понимать, что фильм был снят в годы кризиса отечественного кино, когда старая школа актёров начала уходить в тень прошлого, как и качественная игра в фильмах, а на смену начали приходить актёры и режиссёры нового плана, как правило, детишки популярных советских деятелей искусства. И здесь. Почему-то вспоминается младший Бондарчук с его откровенным плагиатов голливудских хитов. Вспомним хотя бы пресловутую «9-ю роту», которая просто сквозит жутким плагиатом «Взвода» и «Апокалипсис сегодня».
Поэтому «Упырь» стал и неким первым экспериментов, ставшим качественной мистикой, я бы сказал, единственной качественной мистикой в нашем кино, и прощальным творением старой актёрской школы.
И здесь, я бы хотел самого себя поправить. Были у нас неплохие мистические мотивы и я говорю не про «Вий», это, все же, кино совершенно иной эпохи, а речь идёт о фильме «Господин оформитель», музыка в котором исполнялась легендарной группой С. Курёхина «Популярная механика». Можно еще добавить отличный психологический триллер «Псы» 1989 г., но в нём отсутствуют элементы фантастики и мистики, поэтому оставим этот фильм.
Однако совместить уровень экшн и тонкого психологизма получилось именно в «Упыре». Бюджет у фильма был маловат, но для нашего кино, это играет только положительную роль, ровно, как и для всей современной киноиндустрии, так как не даёт сценаристам и режиссёрам такого подарка, как замены «живой» игры на компьютерную графику. Сравнивая с такими проектами, как «Крылья» и, какими-то ещё попытки снять фильмы с эстетикой «хоррор», можно с уверенностью сказать, что «Упырь» остаётся для нынешних режиссёров и сценаристов недосягаемой высотой.