Маркетинг — торговля фантастикой

Поделитесь с друзьями!

Источник: kornienko.eu

Сегодня я хочу поговорить о маркетинге. Что это такое, маркетинг?

Вот, что говорит нам Википедия на эту тему:

Маркетинг (от англ. marketing — в буквальном переводе с английского означает «действие на рынке», «рыночную деятельность») — это организационная функция и совокупность процессов создания, продвижения и предоставления продукта или услуги покупателям и управление взаимоотношениями с ними с выгодой для организации. В широком смысле задачи маркетинга состоят в определении и удовлетворении человеческих и общественных потребностей.

Конечно, в самом определении мало что сказано негативного про маркетинг. И в самом деле, разве маркетинг плохо?

Это как посмотреть. В принципе, маркетинг – это совокупность всего, что помогает продавать тот или иной товар. И сегодня речь пойдёт о маркетинге фантастики. Даже, нет, не так. Речь пойдёт совсем не о том, чтобы продать фантастику, а о том, как фантастика используется для зашибания денег. Называть это зарабатыванием денег как-то не хочется. Почему? Да просто потому, что в наше время это дело достаточно грязное, лишь использующее фантастику. Это как торговать продуктом независимо от его качества, лишь бы уходил хорошо.

Для многих уже не секрет, что качественная реклама и креативные приёмы маркетинга могут продать даже воздух. В связи с этим чувствуется… нет, уже явно проявилась тенденция не делать рекламу под продукт, а, скорее, продукт под рекламу. Эдакое извращение, кстати, вполне характерное для нашего времени во многих проявлениях жизни.

Мы любим фантастику во всех её проявлениях. Но мы же не просто глаза и уши, втягивающие в себя всё подряд, приукрашенное красивой картинкой. Хотя, конечно, некоторым такое описание вполне может подойти. Однако я отвлёкся.

Дело в том, что в погоне за сверхприбылями разум и логику в нас убивают. Это не случайный процесс, а вполне искусственный. Почему это так?

На самом деле, то, что выдаёт нам Голливуд (а на него равняются уже остальные) – это не качественная фантастика, а просто набор приёмов, проверенных временем с точки зрения человеческой психологии. Нам скармливают каждый раз одно и то же, только под другим «соусом-картинкой“. Как известно, маркетинг имеет очень хорошую связь с психологией, поскольку пытается манипулировать людьми, побуждает их делать нечто, что они сами по себе, возможно, никогда бы и не сделали.

Вот, девочкам нравятся истории про диковатых мальчиков-изгоев. Держите сагу «Сумерки», «Восхождение Юпитер» и кучу чего ещё. Мальчикам нравятся бои, взрывы, крутые позы, ну, девчонки, само собой. Получите кино-комиксы, безмозглые боевики, где пафос и гонор стоят больше, чем опасность пролетающих пуль.

Вообще, «Восхождение Юпитер» представляет собой яркий пример фильма, история которого создана из набора проверенных маркетинговых шаблонов. Это не сюжет, рассказывающий историю и несущий какую-то мысль. Это маркетинговый сбор, как-то сложенный в повествование. О нём я уже писал в своём разборе.

К числу маркетинговых приёмов относятся трейлеры, тизеры и прочие так называемые промо-материалы. Это всё, конечно, интересно и пользуется большой популярностью в интернете. Однако, когда в трейлере показано одно, а в самом фильме той или иной сцены даже нет, немного разочаровывает. Чувствуешь себя обманутым.

И ещё эти режиссёрские версии, расширенные варианты фильмов. Это же типичный маркетинговый ход, чтобы выудить из любителей фантастики дополнительные гроши. Ведь можно сразу сделать полную версию со всеми «вырезанными» сценами.

В погоне за прибылью киноиндустрия сдвинула свои приоритеты. Выгодней стало продавать «воздух», нежели качественный товар. Тут, правда, можно начать спор, что было раньше — яйцо или курица. Поскольку всё взаимосвязано. Голливуд не сможет продавать дешёвку, если эту дешёвку не будут «хавать». Значит, и общество опустилось до того, что ему можно предлагать некачественный товар.

В связи с этим появилась целая масса всяких франшиз, сиквелов, приквелов, серий и перезапусков. Сняли трилогию «Человека-паука». А давайте-ка снимем ещё разок! И вот вам «Новый человек-паук» и «Халк», и «Фантастическая четвёрка» и т.д. и т.п.

На самом деле, я ничего не имею против продолжений и серий, а даже наоборот. Это хорошо, когда история продолжается. Мне не нравится, когда снимают «пустое» кино.

Вообще, подход «пустых» продолжений активно применяется в книжной индустрии, где тот или иной цикл романов искусственно растягивается. Продать 5 книг выгоднее, чем 3. На всём пытаются сделать копейку. Ну, неужели человеческая фантазия настолько оскудела, что не может выдать 5 насыщенных романов?

Почему это дожно быть разочарованием, а не восторгом? Это мазохизм такой? Типа: ха, мне удалось втюхать тебе фигню на палочке, по цене качественного товара. Вот такой я крутой, а ты «схавал». Бе-бе-бе. Похоже на самоудовлетворение продавца за счёт покупателя.

Раньше фантастика была прежде всего полётом мысли, фантазии, попыткой прорвать границы реальности и вывести человека к новый горизонтам. И уже во второй или даже третьей степени фантастика являлась товаром. Теперь, поскольку фантастика дело захватывающее, на ней всё больше и больше стали делать деньги, а деньги, как общеизвестно — зло.

Тут, конечно, вспоминается Задорнов с его: «Деньги — зло. И зла не хватает». Но юмор юмором, а правда такова, что фантастика была поставлена на службу… сами догадаетесь. Но об этом будет отдельный разговор.

Ещё можно обратить внимание, что качество фантастики теперь рассматривается по бокс-офису, данные которого нынче присутствуют на многих сайтах о фильмах. Цифры и суммы стали людям интересней сюжета.

Старый приём — реклама в фильмах и книгах. Честно признаться, если эта реклама сделана качественно и ненавязчиво, то можно на неё особо внимания не обращать. Зрителю не так важно, на футуристическом концепт-каре какой марки мчится Уилл Смит в фильме «Я, робот» или «Люди в чёрном», если это не бросается в глаза. Рекламу можно делать так, что она хоть и видна, но не раздражает.

Понятное дело, что производители и торговцы хотят повысить свои продажи, продвинуть свой продукт. Но пусть это будет декорацией к качественной истории, а не история будет декорацией к товару, который вдруг становится чуть ли не главным героем фантастического произведения.

Пусть фантастика будет образом будущего. Пусть именно светлое будущее и новые горизонты станут тем товаром, который «рекламирует» качественная фантастика.

Всем здоровья, удачи и творческих успехов!

Оставайтесь верны своим мечтам и не позволяйте держать себя за глупые кошельки на ножках.

Закладка Постоянная ссылка.

Один комментарий

  1. Шикарно расписал! Жму руку. А ещё бы отметил забывчивость людей в настоящее время. Им можно продать через пять лет почти тоже самое, но они этого не заметят.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.