Примерно как и с детективом, жанр фантастики не сразу получил признание у интеллектуальных снобов. Раньше, это считалось чем-то развлекательным, либо андегруандным.
Всему виною второсортные, а то и третьесортные книжонки или рассказики. Но сама по себе фантастика с первых лет была чем-то философским, сочетающим авантюрность и глубину размышлений.
Но была пора, когда Брэдбери просил не упоминать его как фантаста, Воннегут.
Об этом можете услышать в одном из выпуском Фанподкаста под эгидой Питерской Ассамблеи фантастики.
С другой стороны, уже в начале 70-х учёные и фантасты устраивают совместные мероприятия, тогда их проводил легендарный К. Саган.
Но как так получилось и почему?
Почему, я уже немного упомянул, виной тому низкосортные книжонки в жанре фантастики.
Тоже самое было и с комиксами, которые играли больше развлекательную роль, часто их читали только школьники да подростки. Но времена изменились и вот уже творчество Стэна Ли или Алана Мура изучают как классиков литературы XX столетия.
Что-то похожее было с рок-музыкой. Да и с джазом. До того как стать элитарной музыкой джаз играли в разных заведениях, на него были гонения в СССР, его запрещали как и рок-музыку.
Рокеры считались чем-то протестным, чем-то андеграундным до 80-х.
Но и в 70-е были те, кто поменял правила игры. Deep Purple играет с Лондонским симфоническим оркестром. Было необычно видеть хипповатых музыкантов из рок-группы и пожилых оркестрменов.
Надо чётко здесь разделять отношение к фантастики в советское время и в других европейских странах или в Америке. Так как фантастику в СССР выпускали меньше, чем классическую литературу, она считалась дефицитом. Плюс ко всему, переводы фантастики зарубежной были ограниченными и урезанными. Поэтому, с одной стороны, фантастику записывали в разряд детско-юношеской литературы или детско-юношеского кино, соответственно признавая более детский и развлекательный её характер. Да и требования к фантастам было соответствующее. Даже Ефремов не избежал гнева партийной элиты, хотя уж кто, а Ефремов пел оды, якобы, грядущему коммунизму, чуть ли ни на каждой странице своих произведений. Читайте о том как и почему Ефремов попал под запрет в СССР.
На этом фоне, фантастика и особенно зарубежная читается с удовольствием, считается чем-то антисистемным, протестным по отношению к существующему порядку. И фантастика стала модной. А иногда «прикрытие» детской литературой даже играло на руку. Данелия тоже, по сути, снимал фэнтези и фантастику. По его признанию жанр комедии снимал с него внимание цензуры и даже плёнки давали больше.
Поэтому фантастика становится увлечением интеллигенции, чем-то таким диссидентским.
В других европейских странах, не относящихся к соцлагерю и в Штатах, во второй половине 20 века, она становится в ряд с андеграундом, с чем-то молодёжным.
Исключения были везде, но я говорю об общих тенденциях. Появляются такие журналы как Heavy Metal, анимация Р. Бакши, рассказы Берроуза (нет, не того, кто написал «Боги Марса»). Это тоже фантастика, только фантастика субкультур. Становятся модными «Марсианские хроники», Ф. Дик. С одной стороны, Брэдбери и Дик открыто симпатизируют «левым», что вызывает интерес у молодёжи, особенно во времена войны во Вьетнаме.
Кризис модернизма, мировые войны, распад прежнего мироутсройства и полный уход от колониальной политики, «холодная война». На фоне этого спор отцов и детей. Новое поколение ищет чего-то нового и прежние классики не отвечают динамике их мышления.
Но ей отвечали фантасты.
Ещё момент.
Фантастика пишет о «фантастическом». И это воспринимается старшим поколением тогда как что-то мечтательское. Её любят те, кто сам любит помечтать. Сейчас уже наука и реальность обогнали фантастику, а тогда всё было по-другому.
Плюс ко всему, фантасты писали о наболевшем. Они писали о войнах сверхдержав, ядерных катастрофах, о поиске себя в мире, который преодолевал свой кризис.
Структура общества, построенная между мировыми обществами оказалась неустойчивой. Она не учла вызовов современности. Уэллс предупреждал об угрозе фашизма в «Войне миров», в «Царстве муравьёв». Все всё понимали, но мир шёл к очередной войне.
Рано или поздно, всё андегруандное становится модным. К тому же вырастает то поколение, которое на нём формировалось, которое им жило. Оказалось, что и фантастика не такой уж детско-юношеский жанр, да и фантасты поднимали много серьёзных вопросов, прогнозировали то, с чем мы сейчас сталкиваемся сейчас.
Но у фантастики могут быть проблемы:
- Невероятные достижения науки. Прогнозировать что-то очень тяжело, когда даже самые смелые мечты иногда даже блекнут перед научными достижениями современности
- Переход в грань «сложной» литературы рождает протест
Это как с движением панков или футуристов. Оно появляется, когда искусство становится слишком утончённым, слишком элитарным и слишком непонятным - В попытке угнаться за коммерческим успехом ориентированность на «лёгкие» сюжеты
Как в аниме. Есть культовые вещи, а есть бесконечные школьные драмы и сюжеты про попаданцев
Фантастика, как и всё в мире, например, посуда, имеет своих качественных и менее качественных представителей. Нетленная классика есть в фантастике, её читают или смотрят из года в год. Также есть в мире кулинарии марки, которые имеют долгую историю успеха и качества. Например, немецкой марке zwilling вскоре уже 300 лет. Такой возраст говорит о качестве продукции, спрос на которую не падает уже очень много лет.